Тюлень-агент НАСА, загадка якутской мумии и металл, нарушающий законы физики

В очередной подборке интересных научных новостей недели:

Двуокись ванадия: чудо при комнатной температуре

Перегрев электроприборов - дело обычно, но двуокись ванадия обещает решить эту проблему

Как гласит закон Видемана-Франца, отношение коэффициента теплопроводности к удельной электрической проводимости для металлов пропорционально температуре. Иными словами, хорошие проводники электричества так же хорошо проводят и тепло.

Но есть один металл, который бросает вызов этому закону. Это двуокись ванадия VO2. Впервые это вещество было получено в 2017 году, и еще тогда показалось ученым очень странным: при нагревании до 67 градусов по Цельсию из изолятора оно вдруг превращалось в электропроводник.

Ученым известно несколько материалов, которые проводят электричество лучше, чем тепло, однако это свойство у них проявляется лишь при сверхнизких температурах, что сводит на нет их пользу в повседневной жизни. Но двуокись ванадия - совсем другое дело. Он как раз становится проводником при повышении температуры.

Чтобы понять это странное свойство, ученые решили посмотреть, как движутся электроны внутри кристаллической решетки двуокиси ванадия и сколько при этом выделяется тепла.

К их большому удивлению, теплопроводность, которую можно было отнести на счет электронов, была в 10 раз ниже положенной по закону Видемана-Франца. А причина этого, судя по всему, кроется в том, что электроны в этом веществе движутся синхронно, подобно жидкости - вместо того, чтобы вести себя как индивидуальные частицы, что происходит в других металлах.

У двуокиси ванадия есть и другое уникальное свойство: он сохраняет прозрачность при температуре до 30 градусов по Цельсию, а после 60 градусов начинает отражать инфракрасный свет, оставаясь при этом прозрачным в видимом человеческому глазу диапазоне. Это значит, что его можно использовать как покрытие для стекла, понижающее температуру внутри комнаты летом и препятствующее потере тепла зимой, поскольку на холоде его теплопроводность понижается.

Конечно, прежде чем эти уникальные свойства металла удастся применить в коммерческих целях, понадобятся дополнительные исследования, но ясно одно: у нас под рукой имеется материал, который при комнатной температуре способен творить чудеса.

Тюлень, который помогает людям собирать информацию о климате Земли

В американском агентстве НАСА работает по контракту множество специалистов, изучающих нашу землю и космическое пространство. Как правило, у них солидный послужной список и много научных работ. Однако одна младшая научная сотрудница, которая приписана к офису НАСА в Пасадене, штат Калифорния, выпадает из числа работников по всем параметрам.

Вопросы? Вот и у нее наверняка имеются вопросы, только озвучить их она не может, потому что не владеет человеческим языком. Но в агентстве она на хорошем счету, потому что собрала много ценных данных.

Дело в том, что наш агент - это самка южного морского слона. И она лишь один пример того, как самые разные животные помогают ученым собирать важную информацию об окружающем нас мире.

Необходимым оборудованием - датчиком и парой антенн - морского слона оснастила специалист лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене Лия Сигельман. На протяжении трех месяцев тюлень (именно к этому семейству относятся морские слоны) бороздил бурные воды Антарктики, преодолев за это время более 4500 километров и ныряя на глубину до 1 километра - иногда по 80 раз в день.

Агент "Слон", отличный пловец, позволил ученым заглянуть в такие уголки океана и на такие глубины, куда могут добраться только тюлени, а человек может только мечтать.

К сожалению, в отчете о путешествиях морского слона, опубликованном в журнале Nature Geoscience, его имя не упоминается в качестве соавтора, зато подробно описан процесс перемещения масс теплой воды из глубин океана к поверхности в виде водоворотов. Это открытие перечеркивает предыдущие теории о том, что теплая вода с поверхности опускается на дно океана.

"Я очень надеюсь, что результаты этого исследования заставят физиков и биологов шире использовать богатую информацию, собранную тюленями", - написала Сигельман в послесловии к своей работе.

Музыка живого рифа влечет рыб к мертвым кораллам

Молодых рыб можно привлечь на умирающие коралловые рифы и спасти их, если играть им "музыку" живых кораллов. К такому выводу пришла группа ученых из университетов Британии и Австралии.

Они установили на Большом барьерном рифе, где многие участки оказались на грани вымирания, подводные громкоговорители. Через них они проигрывали звуки здоровых, полных жизни коралловых рифов. Как выяснилось, участки рифа, где были установлены динамики, привлекали в два раза больше рыб, чем те места, где звук не был слышен.

"Здоровые коралловые рифы - это очень шумные места, - объясняет профессор Стив Симпсон из университета Эксетера. - хруст креветок, шелест плавников, дыхание рыб создают фантастический шумовой фон. Молодые рыбы в поисках пристанища устремляются на эти привлекательные звуки".

"А когда рифы умирают, они становятся призрачно тихими, потому что их обитатели исчезают. Воссоздав атмосферу живого рифа, мы можем вновь привлечь туда жизнь".

"Конечно, признает биолог доктор Марк Микан из Австралийского института морских наук, если привлечь рыб к мертвому коралловому рифу, сразу он не оживет, но рыбы могут начать очистку рифа и тем самым дадут возможность вырасти новым кораллам".

Звуки здорового рифа привлекали на участки, где велась трансляция, не только в два раза больше особей, но и в полтора раза больше видов. Разные группы рыб выполняют различные функции на рифе, поэтому для поддержания жизнеспособной экосистемы важно не только количество рыб, но и их видовое разнообразие.

Как симпатичная сибирская мумия озадачила ученых

Догор отлично сохранился - вплоть до молочных зубов

Этот щенок выглядит на удивление мило... для мумии возрастом 18 тысяч лет. Именно столько он пролежал в сибирской вечной мерзлоте.

Щеночек отлично сохранился - вплоть до подушечек на лапках, коготков и нежной шерстки, не говоря уже о молочных зубах, по которым определили его возраст на момент гибели: около двух месяцев. Все в нем выдает маленького волчонка. Или все же это щеночек собаки?

Собаки произошли от волков около 40 тысяч лет назад, в этом у ученых нет сомнений - и древние ДНК это подтверждают. Однако анализы образцов мумии, сделанные учеными из центра палеогенетики при Стокгольмском университете, не смогли с точностью показать, волк это или собака.

Ученые назвали найденного на берегу Индигирки щенка Догор, что на якутском означает "друг", но в английском написании имеет и другой смысл - Dog-or - "собака или что-то иное?"

Возраст самых старых из известных на сегодняшний день останков прирученной собаки - 14700 лет, хотя археологи находили кости животных, напоминающих собак, возрастом и в 35 тысячелетий. При этом принято считать, что собаки генетически обособились от своих предков-волков от 36900 до 41500 лет назад.

Но к кому, в таком случае, относится Догор - к собакам, к волкам, или это переходная форма: еще не совсем собака, но уже и не волк?

"Это и есть самая интересная загадка, - считает исследователь из Северо-Восточного федерального университета в Якутске Сергей Федоров, который занимается исследованием странного щенка. - Мы ждем не дождемся результатов дополнительных анализов".

В последнее время оттаивающая вечная мерзлота в Сибири подкинула исследователям немало нового материала для изучения.

Так, в 2017 году палеонтологи обнаружили в древнем кратере в Якутии великолепно сохранившуюся мумию двухмесячного жеребенка - со шкурой, копытами и всем остальным. Возраст мумии оценили в 30-40 тысяч лет.

А в 2018 году охотник, искавший бивни мамонтов, нашел мумию котенка ледникового периода, видовую принадлежность которого тоже пока не определили - но, предположительно, это может быть детеныш пещерного льва.

Собаки 2494 Елена Дидух

Керри-блю. Синий терьер счастья

На родине породы, в Ирландии, этих собак называют айриш-блю, а не керри-блю. Это уточнение для владеющих «басурманскими наречиями». Аутентичной информации о породе от ее настоящих ценителей и хранителей море, главное – не утонуть в ней. Как не утонули…

Собаки 2311 Александра Можевелова

Черный терьер. Поиск предназначения

Зачем человек заводит собаку? Кому-то нужен охранник, кому-то охотник, а кому-то веселый спутник. Выбор породы собаки – ее назначение. Традиционный вопрос заводчиков, с которым обращаются потенциальные покупатели – будущие владельцы щенков: «Для чего Вы…

Собаки 1836 Арина Святюк

ПАПИЛЬОН. Собачка-бабочка

Папильон, или как его еще называют – «бабочка», пришел к нам из Средних веков. Первые упоминания об этих собачках относятся к XI-XIII столетиям. И хотя история породы тесно переплетается с историей Франции, вероятней всего, свое начало она взяла все же в…

Собаки 6206 Леся Сударская

Ризеншнауцер. Для чего он нужен?

Для начала давайте вспомним, как около века назад на Баварском нагорье сформировалась группа жесткошерстных собак универсального применения: как для пастьбы, так и для охраны стад и подворий. Порода, как сказали бы сейчас, эконом-класса: для жителей эти…

Кошки 3004 Лариса Семикова

Не будите в кошке зверя!

Систематика кошачьих диктует разделение всех диких кошек на больших и малых. Принцип разделения достаточно условный. За его основу взята способность больших кошек рычать, малые же этого не могут. Также ранее считалось, что только малые кошки могут мурлыкать.…

Кошки 3213 Елена Шестопалова

Милый плюшевый мишка ЭКЗОТ

История зарождения породы началась с задачи, поставленной американскими заводчиками, которая заключалась в улучшении и расширении палитры окрасов их отечественной породы. Первыми участниками процесса скрещивания стали персы серебристого окраса. Селекционеры…

Кошки 4819 Светлана Старушенко

Бенгальская кошка. Ручной леопард в доме

Меня всегда восхищала красота и грация диких животных. Однажды на страницах журнала «Кошки» я увидела фотографию потрясающе красивого животного, больше похожего на маленького леопарда. И не смогла остаться равнодушной! Как оказалось, это была бенгальская…

"Саванна" из африканской саванны

История саванны началась около 30-и лет назад, когда неожиданно для хозяев обычная сиамская кошка родила потомство от самца сервала.Сервал – африканская дикая кошка пятнистого окраса. Животное это легко приручается, о чем людям было известно еще со времен…

Пенелопа, Агриппина и Гелиос из семейства кошачьих

Хотя неофициальный титул царя зверей принадлежит льву, но по силе, размерам и величию другой представитель семейства кошачьих – тигр, вовсе не уступает, а по ловкости и вовсе превосходит «царя». В Николаевском зоопарке сегодня живут три тигра: самец Гелиос и…

Экзотеррариум 393 Вадим Дудченко

Экзотический домашний питомец - мышь-малютка

Удивительно, но мышь-малютка является самым маленьким млекопитающим в мире. Особенности поведения делают ее одним из самых интересных мелких домашних питомцев.

Экзотеррариум 2303 Ольга Петраускас