Найден ген регенерации у плоских червей

В подборке самых интересных научных новостей недели:

Горячий чай может вызывать рак пищевода

Пить много горячего чая (или любых других горячих напитков) опасно и с большой вероятностью может привести к развитию рака пищевода. Таковы результаты масштабного исследования, в котором приняли участие более 50 тысяч человек.

Исследование проходило на северо-востоке Ирана. Ученые более 10 лет наблюдали за мужчинами и женщинами в возрасте от 45 до 70 лет, пьющими горячий чай, - и замеряли температуру и количество потребляемого напитка, а также время, которое проходит между тем, как горячий чай налили в кружку, и тем, как его выпили.

Собранные сведения носят сугубо эмпирический характер и отличаются в различных странах и культурах. Оказалось, что температура напитка выше 70 градусов Цельсия воспринимается большинством как нестерпимо горячая.

Ученые пришли к выводу, что те обследуемые, которые выпивали в день не менее двух чашек чая температурой выше 60 градусов, более чем вдвое увеличивали риск развития рака пищевода - по сравнению с теми, кто предпочитал не столь горячий напиток.

В США этот вид рака занимает восьмое место в списке наиболее распространенных онкологических заболеваний. Риск заболеть у мужчин составляет 1 к 132, а у женщин - 1 к 455.

Однако в других странах мира статистика совершенно иная. Например, в Иране и Китае рак пищевода является куда более распространенным заболеванием - вероятно, в силу таких факторов, как особенности питания и курение.

Женщина чувствует болезнь Паркинсона по запаху

Болезнь Паркинсона относится к числу нейродегенеративных заболеваний, которые очень трудно диагностировать. Она не имеет биологических маркеров, которые могут быть обнаружены лабораторными методами.

Однако вскоре это может измениться - благодаря англичанке Джой Милн, которая способна по запаху определять эту болезнь еще до появления первых симптомов.

Она заметила, что у её мужа изменился запах тела - он стал более резким. Через десять лет ему поставили диагноз болезни Паркинсона. Джой обнаружила, что этот же запах присущ и другим людям с этим заболеванием, с которыми она вступала в контакт.

С тех пор ученые пытаются определить, что именно улавливает эта женщина, ощущая запах болезни. По-видимому, она реагирует на запах кожного секрета или кожного сала, который присутствует у всех людей, но у больных Паркинсоном выделяется сильнее.

Ученые хотели выяснить, какие именно биомаркеры ответственны за запах, который улавливала Джой, и для этого воспользовались методом масс-спектрометрического анализа, который позволяет выделить отдельные составляющие.

В Манчестерском университете приступили к экспериментам с участием Джой Милн. Как рассказывает Пердита Барран, которая входит группу исследователей, пробы кожной секреции были взяты у 64 добровольцев, некоторые из которых страдали от болезни Паркинсона, а остальные были здоровы. Затем эти анализы подвергались масс-спектроскопии. Оказалось, что больные люди имели в составе кожного секрета повышенное содержание трех веществ: гиппуровой кислоты, эйкозана и октадеканола.

Присутствие этих молекул связано с изменением уровня нейротрансмиттеров у больных Паркинсоном - то есть веществ, которые передают электрохимические сигналы в мозгу.

Джой Милн утверждает, что способна ощущать запахи и других заболеваний - синдрома Альцгеймера и разных видов рака. Более того, она собирается продолжить сотрудничество с той же группой ученых в разработке диагностического теста для обнаружения туберкулеза.

В настоящее время в мире насчитывается около 10 млн человек с синдромом Паркинсона, и число пациентов постоянно растет по мере старения населения.

"Мы надеемся, что, если нам удастся ставить диагноз синдрома Паркинсона на ранних этапах, используя метод биомаркеров, обнаруженных с помощью Джой, нам удастся разработать новые методы лечения", - говорит Барран.

Найден ген регенерации у плоских червей

Некоторые представители животного мира обладают удивительной способностью к регенерации - к примеру, разрубленный пополам дождевой червь довольно легко возвращается к прежней форме без утраты жизнеспособности.

Ученые уже давно пытаются найти ответ на вопрос о том, какая именно часть генома этих живых существ позволяет осуществлять столь быструю и эффективную регенерацию.

Группа ученых Гарвардского университета представила новое исследование, посвященное реконструкции полного генома плоского червя. Биологи сосредоточились на изучении так называемых ДНК-переключателей, при помощи которых отдельные гены и генные связи изменяются, чтобы активировать другие, связанные с ними гены. Ранее эти участки генома считались "мусорными", так как никто не понимал их роли.

Ученые из Гарварда обнаружили особый участок ДНК, регулирующий активацию контрольного гена EGR.

При активации EGR запускает работу восстановительных генов, которые - в прямом смысле слова - раскрываются, поскольку до этого они плотно сжаты и неактивны. Таким образом происходит быстрый и эффективный процесс регенерации червя, даже когда он был полностью разделен напополам.

В ближайшем будущем исследования продолжатся. Ученые надеются, что понимание механизма регенерации у плоских червей поможет разобраться в подобных процессах у человека, а впоследствии разработать методику лечения серьезных спинномозговых травм.

Мужчины и женщины ощущают боль по-разному

Артрит - одно из хронических заболеваний, которым чаще страдают женщины

Более 50 миллионов человек по всему миру страдают от хронического болевого синдрома. Это ведущая причина инвалидности во многих западных странах. При этом женщины намного чаще мужчин страдают от таких хронических болезней, как артрит, фибромиалгия и мигрень.

На сегодняшний день большинство болеутоляющих и противовоспалительных средств, которыми пользуются врачи, являются производными опиума или салициловой кислоты, Они неплохо купируют болевые приступы, но слабо воздействуют на хронические боли, длящиеся в течение нескольких месяцев и даже лет.

Однако теперь появились сведения, что мужчины и женщины имеют различные биологические механизмы болевого синдрома - а это означает, что они по-разному реагируют на различные лекарственные средства и возможно создание анестетиков, прицельно работающих с учетом пола пациента.

До недавнего времени лабораторные исследования по поиску новых болеутоляющих средств проводились в основном на крысах и мышах мужского пола. В результате получались искаженные результаты, которые приводили к появлению на рынке лекарств, которые мало действуют на женщин.

Недавняя статья в журнале Brain, написанная группой ученых из Университета штата Техас в Далласе, выявила различия в болевых сигналах, которые поступают в спинной мозг мужчин и женщин при хронической боли.

Оказалось, что у мужчин с синдромом невропатической боли наиболее активными клетками оказались макрофаги, которые являются частью иммунной системы. У женщин же более активными были нейропептиды, то есть белковоподобные вещества, выделяемые нейронами.

"Это является первым прямым указанием на то, что боль у человека зависит от пола", - говорит Джеффри Могил, профессор невропатологии из Монреаля, который не участвовал в данном исследовании.

Собаки 2464 Александра Можевелова

Черный терьер. Поиск предназначения

Зачем человек заводит собаку? Кому-то нужен охранник, кому-то охотник, а кому-то веселый спутник. Выбор породы собаки – ее назначение. Традиционный вопрос заводчиков, с которым обращаются потенциальные покупатели – будущие владельцы щенков: «Для чего Вы…

Собаки 3276 Елизавета Широкова

Русский чёрный терьер. Подаренная небесами

Уважаемый читатель, рада встретиться с Вами на страницах любимого всеми журнала «Zоо-Бизнес»! Эта статья будет особенной, на мой взгляд. Она рождалась во мне очень давно – с тех пор, как я начала писать о собаках и в моих руках очутился маленький неуклюжий…

Собаки 7615 Алина Никулина

Американский стаффордширский терьер в моей жизни

История Американского стаффордширского терьера начинается более трех веков назад. Родоначальниками породы по праву считаются бульдог и терьер. Английский бульдог, выведенный в начале XIX века, использовался для травли крупных животных, а терьеры – для норной…

Собаки 1958 Юлия Яловенко

Японский хин. Жемчужина востока

Японский хин причисляется к той категории домашних любимцев, которую сегодня достаточно трудно встретить на улице. Эти собаки первоначально воспитывались в императорских дворцах Японии. Говоря о японском хине, нужно заметить, что в большинстве книг он…

Кошки 2963 Елена Потапенко

БОМБЕЙСКАЯ КОШКА. Черная жемчужина

Бомбейская кошка, или как ее еще называют «домашняя пантера в миниатюре»  – это самая что ни на есть мистическая кошка в мире. И если, согласно примете, она перейдет вам дорогу, то… Нет, не стоит сворачивать с пути, ведь она сделает  вас по-настоящему…

Кошки 4454 Екатерина Нагорная

Канадский сфинкс. Кто же он такой?

Мое знакомство с канадскими сфинксами произошло в далеком 2008 году. Зашли мы как-то в гости к коллеге, а там бегают они... очень странные кошки. Во всяком случае мне, привыкшей к породе, называемой в те времена «сиамская», они таковыми показались. А когда в…