Немецкие ученые установили, что риск вымирания в большей степени угрожает самым большим и самым маленьким видам, живущим на планете.
ченые из США, Австралии и Швейцарии рассмотрели более 27 000 видов позвоночных, занесенных Международным союзом охраны природы в «Красный список». Около 4 400 видов из них находятся под угрозой исчезновения. Среди групп животных оценивались птицы, рептилии, амфибии, костные рыбы, хрящевые рыбы (в основном акулы) и млекопитающие.
«Знание того, как размер тела животных коррелирует с вероятностью угрозы, дает нам инструмент для оценки рисков исчезновения многих видов, о которых мы очень мало знаем», – сказал автор исследования Уильям Риппли, выдающийся профессор экологии из Университета штата Орегон, США.
Самым крупным животным главным образом угрожают люди, около 90 % всех видов размером более 1 кг, угрожают регулируемый и нерегулируемый промысел, охота и установка ловушек с целью получения мяса, использование частей тела в качестве лекарств и непреднамеренный вылов.
Между тем, угрозы для самых маленьких животных могут быть сильно недооценены. Наименьший вид с высоким риском вымирания состоит из крошечных (менее 77 грамм) позвоночных животных. Этим видам в основном угрожает потеря или изменение среды обитания. Примерами могут служить некоторые виды лягушек, гекконов, колибри, летучих мышей, пещерных рыб и т.д. Особенно подвергаются опасности мелкие виды, которые нуждаются в пресноводных местообитаниях.
Ученые говорят, что для борьбы с угрозами самым крупным и маленьким животным потребуются разные стратегии сохранения. Крупные млекопитающие (киты, слоны, носороги, львы) давно являются объектами программ защиты, однако требуется уделить внимание к сохранению крупных видов, не являющихся млекопитающими. К ним относятся крупные рыбы, птицы, амфибии и рептилии, в частности, китовая акула, атлантический осетр, сомалийский страус, китайская гигантская саламандра, комодский варан и т.д.
По словам авторов, человеческая деятельность, похоже, готова отрубить как голову, так и хвост распределения по размеру жизни, что в корне реструктурирует многие экологические сообщества.