Афіша У К Р А Ї Н И

Київ

Национальный Балет...

09 марта 2019

Дніпро

Симфо-Концерт "Миллион АЛЛых Роз"

16 декабря 2018

Харків

PRIME ORCHESTRA. симфо-шоу КИНОХИТЫ

07 марта 2019

Суми

PRIME ORCHESTRA. симфо-шоу КИНОХИТЫ

26 февраля 2019

Суми

Лисапетний Батальон

11 марта 2019

Харків

P.S. Театр. "Похищение Джонни Дорсета"

28 декабря 2018

Архив журналов

Как пилили челябинский метеорит. Рассказывает осужденный геолог

Сергей Колисниченко и челябинский метеорит

В 2014 году ученый и коллекционер минералов Сергей Колисниченко взял у Челябинского краеведческого музея фрагмент знаменитого чебаркульского метеорита. Спустя четыре года его приговорили к году условно за мошенничество.

Колисниченко утверждает, что кусок метеорита, отпиленный от более крупного обломка, ему отдали в "знак благодарности". Он собирался изучить образец и затем передать его другому музею. Русская служба Би-би-си рассказывает историю этого "космического распила".

Распилили на три части

Чебаркульский метеорит, за падением которого наблюдали тысячи человек, разрушился в небе над Челябинском 15 февраля 2013 года. Через несколько месяцев из озера Чебаркуль достали самый большой фрагмент метеорита и передали в Челябинский государственный краеведческий музей (с 2016 года - Государственный исторический музей Южного Урала). Обломок весом в полтонны уже через пару дней смогли осмотреть все желающие.

В апреле 2014 года заведующий отделом природы музея Эдуард Шайгородский (сейчас уже там не работает) привез из регионального министерства экологии еще один фрагмент челябинского метеорита - весом примерно в 31 кг - для выставочной экспозиции музея.

Помочь с научным заключением о том, что этот кусок - действительно часть челябинского метеорита, позвали Колисниченко, аспиранта при институте геологии в городе Миассе, преподавателя в геологическом лицее и автора книг о минералах. Он давно консультировал музей по вопросам минералогии.

Передача фрагмента музею проходила неофициально (без документации), пишет издание 74.ru, и перед тем, как присвоить куску метеорита статус музейного экспоната, сотрудники музея и Колисниченко решили его распилить.

"[Для заключения] нужно было поделиться веществом, - рассказал Би-би-си Колисниченко. - Лучше отпилить, как это делается во всем мире".

В итоге кусок метеорита распилили на три части. По словам геолога, в ходе устной договоренности с тогдашним заместителем директора музея Николаем Антипиным они решили: две части вещества общим весом в 28,5 кг остаются в учреждении, а третья ("блинчик" весом в 2,5 кг) Колисниченко заберет к себе на изучение, а затем, возможно, передаст в музей Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске.

"О сроках и передаче тогда разговора не было. А когда я спросил, как музей будет списывать вещество, ведь пластина отдается, а часть вещества утрачена при распиле, мне ответили: все нормально, все учтено. Моя беда, что я не получил от сотрудников музея ни одного документа. Тогда им нужно было просто получить срочное заключение", - говорит Колисниченко.

Как утверждает геолог, он вынес фрагмент метеорита из музея в присутствии нескольких сотрудников. Летом 2014 года Колисниченко отвез "блинчик" к себе на дачу под Челябинском, которая одновременно служит ему геологической лабораторией.

Челябинский метеорит в небе над Екатеринбургом

"Все лето я изучал вещество, совместно с Институтом минералогии УрО РАН и в петербургском ВСЕГЕИ [Всероссийский научно-исследовательский геологический институт]. Вокруг был целый коллектив представителей разных отраслей геологии: минералоги, онтогенисты, петрографы. Все давали результаты, которые могли получить по специфике своих исследований. И в сентябре Сибирское отделение РАН выслало экспертное заключение по фрагменту", - рассказывает Колисниченко.

Метеоритный "блинчик" в итоге остался у Колисниченко на даче. Он изучал его для своей новой книги о метеоритах, найденных в России.

В конце прошлого года геолог, по его словам, собирался передать осколок в Центральный сибирский геологический музей. Но его опередили сотрудники ФСБ.

Недосдача метеорита

В июле 2017 года директор челябинского музея Владимир Богдановский обнаружил в документах о получении фрагмента метеорита "недосдачу" на 2,5 кг. Он написал письмо в правоохранительные органы: директор подозревал, что недостающую часть фрагмента похитили.

В том же месяце сотрудники ФСБ обнаружили осколок метеорита на даче у Колисниченко.

"Рыночная стоимость одного килограмма метеорита, являющегося частью музейного фонда Российской Федерации, по оценке работников музея, составляет более миллиона рублей", - цитировало пресс-службу управления ФСБ по Челябинской области издание 74.ru.

На Колисниченко завели уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере. По версии обвинения, геолог якобы украл осколок метеорита весом в 2,5 кг. Ущерб, причиненный Челябинской области, оценили в 1,5 млн рублей.

Судебное разбирательство шло больше года. Директор музея Богдановский ставил под сомнение научную квалификацию Колисниченко и обвинял его в краже, а своих бывших сотрудников (заместителя Антипова, заведующего отделом природы Шайгородского и главного хранителя музея Ольгу Субботину) в том, что они "содействовали в манипуляциях с метеоритом".

Те в ответ уверяли суд, что директор музея знал о распиле метеорита на три части. Все они проходили по делу свидетелями. Сторона защиты заявляла, что "блинчик" метеорита никто не заносил в музейный фонд, что по нему не было фондово-закупочной комиссии и что его правовой статус - несертифицированный кусок вещества с неясным статусом собственности.

Научное сообщество вступилось за обвиняемого геолога. Так, например, директор Центрального сибирского геологического музея Института геологии и минералогии Сибирского отделения РАН Николай Подгорных утверждал: "Сергей Васильевич в принципе не способен на мошенничество. Это грамотный геолог, увлеченный своим делом. Он... одним из первых передал в наш институт некоторое количество метеоритного вещества из Челябинской области, по которому были оперативно получены и опубликованы на сайте института первые результаты исследований, за что им огромное спасибо".

4 декабря суд вынес решение: Колисниченко приговорили к году лишения свободы условно и шести месяцам испытательного срока.

Фрагмент челябинского метеорита в музее

"Пора заканчивать с государственными учреждениями"

После окончания судебного процесса Би-би-си связалась с геологом:

Би-би-си: Сергей Васильевич, довольны ли вы приговором?

Сергей Колисниченко: С одной стороны, да. Мне "погрозили пальчиком". Но следствие напрасно не приняло во внимание мои доводы. И самое главное - я ведь не виноват!

Я слишком доверял сотрудникам музея. Надо посмотреть, кто такой этот директор Богдановский. Я считаю, что я оказался под рикошетом после его ссорой со своим заместителем Антиповым.

Би-би-си: Вы будете продолжать сотрудничать с музеем в Челябинске?

С. К.: Я работал с ним очень долго. За что-то мне платили деньги, за что-то нет. После всех событий я сейчас понимаю, что влип по полной, так как документов никаких на метеорит не просил. Но я написал замечательную книгу про метеориты России на фоне этого образца, делал свое дело.

Я патриот Челябинска, Урала и России. Но, наверное, мне пора заканчивать с государственными учреждениями.

Собаки 839 Светлана Шельмук