Архив журналов

Как пилили челябинский метеорит. Рассказывает осужденный геолог

Сергей Колисниченко и челябинский метеорит

В 2014 году ученый и коллекционер минералов Сергей Колисниченко взял у Челябинского краеведческого музея фрагмент знаменитого чебаркульского метеорита. Спустя четыре года его приговорили к году условно за мошенничество.

Колисниченко утверждает, что кусок метеорита, отпиленный от более крупного обломка, ему отдали в "знак благодарности". Он собирался изучить образец и затем передать его другому музею. Русская служба Би-би-си рассказывает историю этого "космического распила".

Распилили на три части

Чебаркульский метеорит, за падением которого наблюдали тысячи человек, разрушился в небе над Челябинском 15 февраля 2013 года. Через несколько месяцев из озера Чебаркуль достали самый большой фрагмент метеорита и передали в Челябинский государственный краеведческий музей (с 2016 года - Государственный исторический музей Южного Урала). Обломок весом в полтонны уже через пару дней смогли осмотреть все желающие.

В апреле 2014 года заведующий отделом природы музея Эдуард Шайгородский (сейчас уже там не работает) привез из регионального министерства экологии еще один фрагмент челябинского метеорита - весом примерно в 31 кг - для выставочной экспозиции музея.

Помочь с научным заключением о том, что этот кусок - действительно часть челябинского метеорита, позвали Колисниченко, аспиранта при институте геологии в городе Миассе, преподавателя в геологическом лицее и автора книг о минералах. Он давно консультировал музей по вопросам минералогии.

Передача фрагмента музею проходила неофициально (без документации), пишет издание 74.ru, и перед тем, как присвоить куску метеорита статус музейного экспоната, сотрудники музея и Колисниченко решили его распилить.

"[Для заключения] нужно было поделиться веществом, - рассказал Би-би-си Колисниченко. - Лучше отпилить, как это делается во всем мире".

В итоге кусок метеорита распилили на три части. По словам геолога, в ходе устной договоренности с тогдашним заместителем директора музея Николаем Антипиным они решили: две части вещества общим весом в 28,5 кг остаются в учреждении, а третья ("блинчик" весом в 2,5 кг) Колисниченко заберет к себе на изучение, а затем, возможно, передаст в музей Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске.

"О сроках и передаче тогда разговора не было. А когда я спросил, как музей будет списывать вещество, ведь пластина отдается, а часть вещества утрачена при распиле, мне ответили: все нормально, все учтено. Моя беда, что я не получил от сотрудников музея ни одного документа. Тогда им нужно было просто получить срочное заключение", - говорит Колисниченко.

Как утверждает геолог, он вынес фрагмент метеорита из музея в присутствии нескольких сотрудников. Летом 2014 года Колисниченко отвез "блинчик" к себе на дачу под Челябинском, которая одновременно служит ему геологической лабораторией.

Челябинский метеорит в небе над Екатеринбургом

"Все лето я изучал вещество, совместно с Институтом минералогии УрО РАН и в петербургском ВСЕГЕИ [Всероссийский научно-исследовательский геологический институт]. Вокруг был целый коллектив представителей разных отраслей геологии: минералоги, онтогенисты, петрографы. Все давали результаты, которые могли получить по специфике своих исследований. И в сентябре Сибирское отделение РАН выслало экспертное заключение по фрагменту", - рассказывает Колисниченко.

Метеоритный "блинчик" в итоге остался у Колисниченко на даче. Он изучал его для своей новой книги о метеоритах, найденных в России.

В конце прошлого года геолог, по его словам, собирался передать осколок в Центральный сибирский геологический музей. Но его опередили сотрудники ФСБ.

Недосдача метеорита

В июле 2017 года директор челябинского музея Владимир Богдановский обнаружил в документах о получении фрагмента метеорита "недосдачу" на 2,5 кг. Он написал письмо в правоохранительные органы: директор подозревал, что недостающую часть фрагмента похитили.

В том же месяце сотрудники ФСБ обнаружили осколок метеорита на даче у Колисниченко.

"Рыночная стоимость одного килограмма метеорита, являющегося частью музейного фонда Российской Федерации, по оценке работников музея, составляет более миллиона рублей", - цитировало пресс-службу управления ФСБ по Челябинской области издание 74.ru.

На Колисниченко завели уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере. По версии обвинения, геолог якобы украл осколок метеорита весом в 2,5 кг. Ущерб, причиненный Челябинской области, оценили в 1,5 млн рублей.

Судебное разбирательство шло больше года. Директор музея Богдановский ставил под сомнение научную квалификацию Колисниченко и обвинял его в краже, а своих бывших сотрудников (заместителя Антипова, заведующего отделом природы Шайгородского и главного хранителя музея Ольгу Субботину) в том, что они "содействовали в манипуляциях с метеоритом".

Те в ответ уверяли суд, что директор музея знал о распиле метеорита на три части. Все они проходили по делу свидетелями. Сторона защиты заявляла, что "блинчик" метеорита никто не заносил в музейный фонд, что по нему не было фондово-закупочной комиссии и что его правовой статус - несертифицированный кусок вещества с неясным статусом собственности.

Научное сообщество вступилось за обвиняемого геолога. Так, например, директор Центрального сибирского геологического музея Института геологии и минералогии Сибирского отделения РАН Николай Подгорных утверждал: "Сергей Васильевич в принципе не способен на мошенничество. Это грамотный геолог, увлеченный своим делом. Он... одним из первых передал в наш институт некоторое количество метеоритного вещества из Челябинской области, по которому были оперативно получены и опубликованы на сайте института первые результаты исследований, за что им огромное спасибо".

4 декабря суд вынес решение: Колисниченко приговорили к году лишения свободы условно и шести месяцам испытательного срока.

Фрагмент челябинского метеорита в музее

"Пора заканчивать с государственными учреждениями"

После окончания судебного процесса Би-би-си связалась с геологом:

Би-би-си: Сергей Васильевич, довольны ли вы приговором?

Сергей Колисниченко: С одной стороны, да. Мне "погрозили пальчиком". Но следствие напрасно не приняло во внимание мои доводы. И самое главное - я ведь не виноват!

Я слишком доверял сотрудникам музея. Надо посмотреть, кто такой этот директор Богдановский. Я считаю, что я оказался под рикошетом после его ссорой со своим заместителем Антиповым.

Би-би-си: Вы будете продолжать сотрудничать с музеем в Челябинске?

С. К.: Я работал с ним очень долго. За что-то мне платили деньги, за что-то нет. После всех событий я сейчас понимаю, что влип по полной, так как документов никаких на метеорит не просил. Но я написал замечательную книгу про метеориты России на фоне этого образца, делал свое дело.

Я патриот Челябинска, Урала и России. Но, наверное, мне пора заканчивать с государственными учреждениями.

Собаки 1686 Татьяна Игнатенко

Не ищите идеальных – ищите родные души...

В конце мая 2016 г. в одном из дворов Киева в гаражах появились маленькие щеночки. Их было много, но когда я приехала – осталось восемь. Я ничего не знала о спасении бездомных животных, было очень страшно, но оставить их в опасном месте просто не смогла. С…

Собаки 4589 Алина Никулина

Американский стаффордширский терьер в моей жизни

История Американского стаффордширского терьера начинается более трех веков назад. Родоначальниками породы по праву считаются бульдог и терьер. Английский бульдог, выведенный в начале XIX века, использовался для травли крупных животных, а терьеры – для норной…

Собаки 1134 Арина Святюк

ПАПИЛЬОН. Собачка-бабочка

Папильон, или как его еще называют – «бабочка», пришел к нам из Средних веков. Первые упоминания об этих собачках относятся к XI-XIII столетиям. И хотя история породы тесно переплетается с историей Франции, вероятней всего, свое начало она взяла все же в…

Собаки 2610 Валентина Щербакова

БОРДОСКИЙ ДОГ из славного рода молоссов

Большинство людей узнали об этой породе и полюбили ее благодаря знаменитому американскому фильму «Тернер и Хич». Пес производил неизгладимое впечатление не только своей мощью в сочетании с грацией, но и удивительной сообразительностью и понятливостью. В то…

Кошки 1388 Елена Потапенко

БОМБЕЙСКАЯ КОШКА. Черная жемчужина

Бомбейская кошка, или как ее еще называют «домашняя пантера в миниатюре»  – это самая что ни на есть мистическая кошка в мире. И если, согласно примете, она перейдет вам дорогу, то… Нет, не стоит сворачивать с пути, ведь она сделает  вас по-настоящему…

Кошки 1393 Елена Чепкасова

Балинез. Ваш друг, вторая тень и новый член семьи

Предки балинезийских или балийских кошек – сиамские кошки – были завезены из Таиланда в Америку в середине 1800-х годов. В 1950 году две американские заводчицы сиамов – Марион Дорси (п-к Rai-Mar, Калифорния) и Хелен Смит (п-к MerryMew», Нью-Йорк) – высоко…

Кошки 1656 Екатерина Нагорная

Канадский сфинкс. Кто же он такой?

Мое знакомство с канадскими сфинксами произошло в далеком 2008 году. Зашли мы как-то в гости к коллеге, а там бегают они... очень странные кошки. Во всяком случае мне, привыкшей к породе, называемой в те времена «сиамская», они таковыми показались. А когда в…