Архив журналов






Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
 (А. Барто, «Игрушки»)

31 января 2014 года, согласно восточному календарю, наступил год Деревянной Лошади. И где же здесь магия, спросите вы? Везде! Каждое слово буквально пропитано магической символикой! Дерево. Едва ли не центральный элемент мировой культуры, олицетворяющий плодородие, процветание и изобилие. Из него и по сей день изготавливают огромное количество оберегов и амулетов. Лошадь. Одно из самых первых животных, прирученных человеком. У славян конь являлся символом солнца, а его фигурка служила ребенку не только для развлечения – она считалась оберегом от всякого зла. Это существо символизирует мудрость, скорость, легкость и свободу. Все правильно, это настоящая грациозная лошадь. Откуда же взялась деревянная?

«Хобби» на палочке

Быть благородным человеком – значит, быть на коне.

ZOO•БИЗНЕС №1-2/2014

 

  • «Хобби» на палочке
  • Великие всадники деревянных лошадок
  • Лошадки из века в век
  • Русские коники-огоники
  • Конь педальный

Недаром во многих языках рыцаря, дворянина и просто достойного человека называли «шевалье», «кабальеро», «кавалер» – то есть «всадник». Поэтому и в Античном мире, и в Средневековье конь, а особенно конь сиятельного господина, занимал особое положение. В те далекие времена даже существовал обычай усаживать на коня мальчика, доросшего до определенного возраста. По сути, это был обряд инициации, связанный с переходом ребенка в мир не только мужчин, но и воинов. Конечно, сначала все было по-честному – и мальчики, и кони. Но время шло, и детей стали немножко обманывать, подсовывая вместо гнедого то валенок на палочке, то деревянный чурбанчик на колесиках. А те и не возражали – напротив, с удовольствием использовали мнимых скакунов в своих юных рыцарских забавах.

А в XVI-XVIII веках в Европе окончательно сложилась традиция заказывать игрушечного коня для юного джентльмена в первые месяцы его жизни, и дарить – когда младенцу исполнялся год. Существовало несколько разных видов этих потешных коней. Самым распространенным была палочка с лошадиной головой, которую можно было оседлать для всеобщего веселья. Такая лошадка у англичан носила имя hobby-horse, а у нас – «конек». Как видите, английское выражение «скакать на хобби-лошадке» означает то же самое, что и русское «оседлать конька», то есть «заниматься любимым делом». Постепенно фраза сократилась до просто «хобби», однако смысл остался прежним. Затем понятие пришло в другие языки, и нынче всякий может похвастать своим «хобби».

Название hobby-horse прочно закрепилось и за детскими игрушечными лошадками. Но лишь за теми, которые можно было оседлать. Миниатюрные же резные лошадки, которых запрягали в маленькие кареты и тележки, возили в них кукол или усаживали верхом игрушечных всадников, к ним не относятся, это тема отдельная и тоже весьма интересная. А мы вернемся к лошадке на палочке.

Когда появились эти игрушки – сказать трудно. Существует легенда о том, что один из древнегреческих правителей, увидев, как сынишка «скачет» верхом на палке, придумал для него целую детскую игру. С техпор дети скакали на палке, и еще очень долго родители не тратили ни денег, ни времени на приобретение или создание игрушечной лошадиной головы на конце жердочки. Но потом палка все-таки обросла головой и даже кое-какими украшениями.

Он был необыкновенным ребенком. Мечтал играть на скрипке, но у родителей не было денег. В одном журнале Леонид вычитал, как смастерить инструмент. С самодельной скрипкой он отправился поступать в музучилище, но был вычеркнут из списков прошедших по конкурсу. Упрямый молодой человек не смирился с поражением. Он непременно стал бы студентом этого музучилища, если бы не война…

«Хобби» на палочке

Лошадок стали мастерить из деревянной основы, обтянутой кожей, и украшали роскошной сбруей, так, что «юный рыцарь» мой гордиться сходством своего скакуна с настоящим боевым конем. Дальше – больше: в XVI веке у лошадки появляются передние копыта. Спустя пару столетий Западную Европу наводнили лошадки-трициклы – с педалями, на колесах, однако компактные бесколесные лошади все так же вызывали бурный восторг у юного поколения. Особенно если нижний конец палки был оснащен маленьким колесом. Тогда получался «cock horse» – «петух-лошадь».

Лошадки на палочках являлись едва ли не самой популярной детской игрушкой на протяжении многих столетий и выпускались сотнями тысяч во всех странах мира. И если юный шевалье не был отпрыском королевского дома, то самым популярным местом для покупки верного скакуна была, конечно же, ярмарка. Вот насколько давняя это забава.

Я люблю свою лошадку

Одним из наиболее известных предков деревянных лошадок был Троянский конь – «действующее лицо» из древнегреческого эпоса. Поставив его перед городскими воротами, создатель сего творения – Одиссей, заверил горожан, что это дар богов. Те, обрадовавшись, завезли коня внутрь города, не подозревая, что внутри притаились греческие воины, которые с наступлением ночи вышли из своего убежища и впустили в город остальное войско... С тех пор нам известна древняя пословица: «Бойтесь данайцев, дары приносящих».

Великие всадники деревянных лошадок

Первые лошадки-качалки были изготовлены еще в V веке до н. э. в Древней Греции. Потом деревянная лошадка перекочевала в Персию и Египет и пошла качаться по планете! А может, процесс создания этой бессмертной игрушки шел параллельно в нескольких странах – трудно сказать. Как бы там ни было, но если бы ни греки, ни персы не додумались до этого гениального открытия, лошадка-качалка все равно бы возникла в эпоху позднего Средневековья – век рыцарства просто не смог бы обойтись без этой игрушки! В то время лошадка использовалась не только как забава для самых маленьких, но и как первое «учебное пособие» при обучении навыкам верховой езды. И победный путь многих легендарных завоевателей начинался с нежной дружбы с деревянным конем, ведь среди преданных поклонников лошадки-качалки немало незаурядных личностей. Ну, казалось, что может объединять таких абсолютно разных людей, как Папа Римский, Александр Македонский, Чингисхан, Петр Первый и Наполеон Бонапарт? Деревянная лошадка!

Прежде чем прославиться и покорить мир, отважный Чингизхан оттачивал свое воображение и силу характера на спине у деревянной лошади. Жестокий и беспощадный воин сумел пронести любовь к этой игрушке через всю жизнь – в знак благодарности за рожденные в «седле» мечты, казавшиеся несбыточными. но ставшие явью. Даже в самых дальних походах, в холодных степях и под палящим солнцем игрушечный «скакун» всегда был с ним. Он занимал почетное место в палатке этого грозного и совсем не сентиментального человека.

Обожал свою деревянную лошадку и юный Александр Македонский. Он наотрез отказывался укладываться в кровать, не «проскакав» на «коне» несколько часов подряд. Даже став взрослым и завоевав полмира, великий полководец не предал свою «первую любовь». С нее, очевидно, началась его беззаветная любовь к лошадям, которую он пронес через всю жизнь. Но именно она, в конечном счете, и привела его к гибели.
Гай Юлий Цезарь в своих записках вспоминает о своем первом «боевом» коне – любимой деревянной лошадке в Риме. И великий русский царь Петр I на свой первый день рождения получил замечательного коня. Он был вырезан из липы и обтянут жеребячьей шкурой.  

Наполеон Бонапарт, с юных лет мечтавший о славе и ратных подвигах, тоже проводил часы напролет на деревянной лошади, которую искусно вырезал из дерева его отец. Иногда Луи засыпал прямо в седле. Когда побежденного Бонапарта отправили на остров Святой Елены, он взял с собой бумагу и перья для письма, книги и…своего старого и полинявшего, но самого верного друга – лошадь-качалку. После смерти ссыльного императора английские солдаты, охранявшие его, поняли, что эта игрушка, которой так дорожил Луи Бонапарт, должна быть похоронена вместе с ним, в той же безымянной могиле.

Впрочем, к этой детской игрушке испытывали признательность не только грозные завоеватели. От отца в подарок получил лошадку, вырезанную из альпийской сосны Папа Римский Иоанн XXIII. И она тоже стала его любимицей. Пантифик как-то признался в своем выступлении, что он и в зрелом возрасте ощущает нежность и благодарность к своему старому коню-качалке, когда-то сделанному его отцом из сосны. В седле этого «скакуна» он осознал значение «созидательной тишины» и научился ценить ее.

Кто знает, может быть, именно он – самый первый коник – помог этим великим людям почувствовать уверенность в своих силах, выбрать свой путь и поверить в предназначение.

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://zoobusiness.kiev.ua/miscellaneous/ya-lyublyu-svoyu-loshadku.html#sigProIdd73c3ff411

Лошадки из века в век

Шли века, но деревянные лошадки, совершенствуясь в своих конструкциях, продолжали оставаться забавой для богатой знати и использовались для обучения детей из высшего общества чувству баланса, необходимого для верховой езды на лошадях. Такого коня имел в детстве будущий английский король Карл Первый. В 1610 году принцу  исполнилось 10 лет. Это был тихий болезненный мальчик, с трудом ходивший и говоривший. История свидетельствует, что лошадку-качалку придумал дворецкий Карла для того, чтобы ребенок развивал свои ноги. С этого момента ребенок не расставался с любимой игрушкой. Король Яков I Английский весьма поощрял подобные развлечения сына, поскольку считал что: «Наиболее благородными и достойными одобрения среди игр являются игры на конях». С тех пор данный экспонат находился при царской семье и передавался из поколения в поколение. Конь-качалка маленького Карла является настоящим раритетом и хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

В XVIII веке популярность качалок быстро растет. В начале XIX века они становятся общедоступными игрушками, их производство выходит за пределы небольших деревообрабатывающих мастерских и принимает промышленные масштабы. Лошадь-качалку производили в основном из дерева, амуницию, седла и уздечки, делали из кожи, использовали стеклянные глаза и настоящий конский волос для гривы и хвоста. Порой такие игрушки превращались в настоящие произведения искусства и являлись величайшими шедеврами ручной работы. В эти годы целые табуны лошадок-качалок и в Европе, и в Америке врываются в детские. Каждая страна имеет свои фирменные знаки.

Так, в Германии предпочитали расписывать игрушки, в Англии же, в основном, лошадки делались резными.

Начало XIX века было ознаменовано изобретением велосипеда. Идея совместить лошадку-качалку с велосипедом буквально лежала на поверхности. И вот в 1821 году в Париже Jean Louis Gordoux получил патент на изобретение «mechanical horse» – «механической лошади». Отличительной особенностью французских трициклов является литая металлическая голова, прикрепленная к деревянному телу лошадки, изящные декоративные литые элементы в стиле рококо, защищающие велосипедную цепь, и собственно сам механизм – велосипедная цепь протянута внутри головы через туловище к задним колесам. Колеса у более ранних экземпляров были деревянные, потом их стали делать из металла. По патенту Гурда эти игрушки выпускали практически в неизменном виде аж до 1914 года. Удивительно, что производители никак не пытались усовершенствовать конструкцию, чтобы заменить ручной механизм на педальный – как у англичан. И хотя такая конструкция с годами утратила свою практичность и новизну, зато, видимо, она помогла различным производителям сохранять единый, годами утвердившийся дизайн французских лошадок.

Вело-лошадки существовали также и в Англии. Но механизм у игрушек по ту сторону Ла-Манша был более современный – педальный, а сами лошадки были полностью деревянными и отличались от французских «собратьев» отсутствием узорчатых литых элементов. А вот хвосты и тем, и у другим плели из натурального конского волоса.

Я люблю свою лошадку

Многие игрушки детей знатных дворянских семей были заимствованы из Западной Европы. Взгляните на «Портрет князя А. И. Барятинского в детстве с лошадкой», выполненный французской художницей Виргинией Шардон. Изображенный на портрете деревянный конь-качалка – типичная игрушка детей из русских аристократических семей.

В середине XIX века появляются качалки, скачущие вверх-вниз. В США производством этим игрушек занимались Benjamin Potter Crandall и четверо его сыновей. Jesse Crandall в 1859 году разработал «конструкцию-сандвич» из двух плоских профилей – просто идеальную для малышей. А игрушечных дел мастер W. A. Marqua из Цинциннати сделал еще одну очень важную вещь: оснастил лошадку металлическими брусками, которые приводили ее в неподвижное состояние и решали проблему порчи паркетных полов. Изменялся и дизайн качалок – они все больше напоминали стройных арабских скакунов.

Пик популярности деревянных лошадок приходится на конец XIX – начало XX веков. Ее конструкция продолжает совершенствоваться, становится более безопасной, а внешний вид обретает все больше декоративных элементов. Именно в этот период с легкой руки королевы Виктории популяризируется классический образ «серой в яблоках» детской лошадки-качалки.

Начиная с конца 60-х увлечение лошадками-качалками пошло на спад – они все больше и больше вытеснялись игрушечными автомобилями. Но сейчас на ретро-волне все возвращается на круги своя. И сегодня этот древний символ возвращается к нам, окутанный многовековой историей, легендами и мифами! Деревянная лошадка, как символ будущего года, несет в себе добро, процветание, благополучие и свет! Детям эта игрушка дарит радость и развлечение, дому – тепло и уют, а взрослым – гармонию и мудрость!

Русские коники-огоники

Кто не знает: одним из древнейших русских народных промыслов является игрушечное дело. Детские игрушки – потешки, выполненные в глине и дереве, были в обиходе восточнославянских племен еще в IX веке. Об этом говорят находки археологов на территории древнего Новгорода. Сама же Новгородская ярмарка – крупнейший средневековый «меновой двор Европы и Азии» того времени – привлекала купцов из многих стран, которые, кроме сундуков и деревянных ложек, интересовались также русскими игрушками.

До определенного времени игрушки, которыми играли крестьянские и царские дети, были из одних и тех же мастерских. Как правило, их мастерили ложкари и посудники из небольших дощечек, баклушек, лучинок, отщепов. В основном это были фигурки кукол, различных животных и, конечно же, лошадок. Их «ассортимент» для того времени был весьма солидный: «колески» – две развернутые в плоскости конские головы, вырезанные из дощечек и поставленные на колеса, коньки-скакунки – лошадиная голова, спроворенная из любого отходного материала, насаженная на деревянную палку. А еще были коники – деревянные колоды, на которых дети «ездили» верхом. Фигуры коников подчинялись форме бруска, они имели массивные туловища, маленькие головы и кубоватые ноги. Такой лошадки хватало надолго – в небогатых русских семьях на ней «скакало» не одно поколение ребятишек. Жаль, что коники редко продавались – их делали в основном для себя и соседских детей из отходов при постройке дома. Поэтому подобные игрушки, хотя и были распространены на Русском Севере, теперь в музейных коллекциях представляют большую редкость.

Я люблю свою лошадку

В казачьих поселениях на Дону и Малороссии существовали интересные обычаи, связанные с кониками. С рождением сына в семье во дворе дома ставился резной деревянный конь высотой до 1 метра, на который «сажали» казачонка, приучая к седлу. Занятые военными походами казаки не имели возможности самостоятельно мастерить детям игрушки. Эта работа возлагалась на резчиков-промысловиков, пользующихся особым уважением и почетом среди населения.

Вот как описывает русский писатель Иван Сергеевич Шмелев в романе «Лето Господне» свою первую встречу с деревянной лошадкой. Произведение это – рассказ о русском Рождестве семилетнему крестнику писателя в декабре 1927 года во французском Севре. В эмиграции И. С. Шмелев создал свою знаменитую автобиографическую трилогию: романы «Богомолье», «Лето Господне» и сборник «Родное».

«...Смотри, Анюта, лошадки! Она визжит – в щелку в заборе смотрит:
– Лошадок-то, лошадок... матушки!.. полон-то двор лошадок!.. Серенькие все, красивенькие!..

Стали смотреть – и ахнули: лошадками двор заставлен! Стоят рядками, на солнышке, серенькие все, в яблочках... игрушечные лошадки, а как живые, будто шевелятся, все блестят! И на травке, и на досках, и под навесом, и большие, и маленькие, рядками, на зеленых дощечках, на белых колесиках, даже в глазах рябит... Одни на солнышке подсыхают, а другие – словно ободранные, буренькие, и их накрашивают. Старичок с мальчишками на корточках сидят и красят, яблочки и сбруйку выписывают... один мальчишка хвостики им вправляет, другой – с ведеркой, красные ноздри делает. И так празднично во дворе, так заманчиво пахнет новенькими лошадками – острой краской, и чем-то еще, и клеем, и... чем-то таким веселым, – не оторвешься от радости. Я тяну  Горкина:
– Горкин, милый, ради Христа... зайдем посмотреть, новенькую купи, пожалуйста...

Он согласен зайти... Погладили мы лошадок, приценились, да отсюда не продают. Вытащил меня Горкин за руку, а в глазах у меня лошадки, живые, серенькие, – такая радость. И все веселые стали от лошадок...»

Конь педальный

Можно только догадываться, какие ассоциации и мысли вызовет это словосочетание у наших читателей. А ведь такое транспортное средство существовало не только в юмористических выступлениях Жванецкого, Задорнова и в обращениях дворовых хулиганов к очкарикам-интеллигентам. Младшим братом педальных автомобилей являлась трехколесная конструкция, изображавшая двуколку и запряженную в нее скаковую лошадь. Два колеса были частью двуколки (там же находилось сиденье для жокея), а третье – переднее колесо, располагалось где-то под жестяным телом лошади. С помощью системы хитрых рычагов колесо соединялось с ногами лошади, подвижно прикрепленными к туловищу, и при движении агрегата казалось, что лошадка даже скачет.

Да, был он, конь педальный и, кстати, у нас, в детском саду, именно такой, как на фотографии. Только у него еще имелись веревочные вожжи, которые тянулись изо рта, через рулевой рычаг на спине прямо в руки маленького жокея. Это было нечто! Все дети мечтали взобраться на это чудо, даже выстраивалась очередь, когда его торжественно летом выносила на площадку воспитательница. Надо признать, игрушка была сделана на совесть: у нее ничего не ломалось, только иногда резиновая грива выдиралась из шеи коня, но также точно легко она туда и заправлялась.

Я люблю свою лошадку

Неотъемлемый атрибут любого игрушечного магазина 70-х годов – «Красный конь», сделанный из прочнейшей в мире советской пластмассы. Копыта коня были подкованы литыми белыми дисками из резины, что позволяло юному всаднику развивать первую космическую скорость по коридору коммунальной квартиры. На первый взгляд, ничего особенного конь не представлял – обычная штамповка. Но у него была одна изюминка. В основании холки имелось кольцо, и если потянуть за него как следует и отпустить, игрушка издавала звук типа: «ИИииггоофхтагн!!»

Я люблю деревянных лошадок. Когда грустно или скучно, на ней, облезлой от старости, с неаккуратно подведенными черным, глазами и белой нарисованной гривой, можно уехать туда, где ветер кружит листья, сорванные с деревьев, и скакать с ними в такт... А свою статью хочу закончить стихотворением Эдуарда Шима, которое превратилось в грустную взрослую песенку об ушедшем детстве. А музыку к ней сочинил замечательный советский композитор Марк Минков:

Ускакали деревянные лошадки,
Пароходики бумажные уплыли.
Мы, из детства убегая без оглядки,
Все, что надо и не надо, позабыли.
Принимаемся за трудную работу,
Привыкаем, привыкаем торопиться.
И не слышим, как порой за поворотом
Простучат нетерпеливые копытца.
Мы не знаем, что при первой неудаче,
Только стоит, только стоит оглянуться,
К нам лошадки деревянные прискачут,
Пароходики бумажные вернутся...

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://zoobusiness.kiev.ua/miscellaneous/ya-lyublyu-svoyu-loshadku.html#sigProId804abb0f21


Лилия ВИШНЕВСКАЯ

Прочитано 928 раз
Лилия Вишневская

Эл. почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

 

Статистика



Просмотреть полную статистику

ЖУРНАЛЫ

 

Top
Если нашли ошибку, выделяете её мышкой и нажимаете сочетание CTRL+ENTER