Архив журналов






История писанки удивительна! Превращать обычное куриное яйцо в волшебную писанку в старину умела каждая славянская женщина – хранительница домашнего очага из года в год должна была «обновлять мир»... 

Писанки и крашенки

Орнаменты писанки – это священные письмена, молитвы, колядки, которыми пользовались с незапамятных времен. Когда-то на Руси были хранильники, которые занимались изготовлением оберегов, а писанка – один из таких оберегов. А вот пасхальным яйцом писанка стала лишь с приходом христианства на Русь – до этого времени писанки были посвящены богине Ладе, которая следила за добром и благополучием в мире. Существует древняя гуцульская легенда, которая гласит, что благодаря писанкам укреплялись цепи, которые держали на привязи ужасное чудовище. «Если обычай расписывать яйца забудется, то прикованное ныне чудовище порвет свои узы и уничтожит жизнь на Земле. В год, когда писанок мало, оковы чудовища слабеют, и зло распространяется по миру, когда много писанок, чудовище неподвижно, ибо любовь побеждает зло».

Многие сегодня путают понятия писанка и крашенка, считая, что между ними нет никакой разницы. Это не так. Крашенки мы делаем сейчас – варим яйца и красим их в те цвета, которые нам нравятся. А вот наши прабабушки расписывали писанки!

ZOO•БИЗНЕС №4/2014

  • Писанки и крашенки
  • Символика орнамента писанок
  • Писанки на все цвета радуги
  • Кто приносит пасхальные яйца?
  • Музейный экспонат
  • «Залежалый» Санта и Кощей бессмертный
  • Всем по куличу!
  • Розовая пасха
  • Пасха заварная «Царская»
  • Пасха сливочная
  • Пасхальный кулич «Княжеский»
  • Кулич «Мещанский»
Д

ля этого святого дела нужны были: непочатая вода, непочатый огонь, новые горшки, новая полотняная салфетка, пчелиный воск, свеча, краски, разломанная надвое косточка-вилка, взятая из петушиной грудки. Непочатый огонь добывал хозяин дома, непочатую воду хозяйка брала в полночь из семи родников. Краски добывали из лепестков цветов, коры, кореньев и листьев деревьев, а к предметам, причастным к приготовлению писанок, никто, кроме самой хозяйки, не имел право прикасаться. Затем хозяйка брала белое яйцо и начинала творить. Хранили писанки за иконой. А еще каждой давали имя, ведь писанка  считалась членом семьи.

Писанки писались и дарились детям, родным и любимым людям. Хозяин дома весной под главный улей клал две писанки, чтобы они охраняли пчел, и чтобы год был плодородным. Писанку закапывали на поле, перед тем как его вспахать. Писанку катали по телам животных, когда выводили впервые на пастбище. Девушки дарили парням писанки, завернутые в платок, и если парню нравилась девушка, то он писанки забирал себе, а платок возвращал с угощениями и подарками. Женщины мечтавшие о ребенке, дарили писанки соседским детям в надежде, что Господь пошлет им ребенка.

Конечно, со временем правила писания писанок упростились. Вода простая, кипяченая, писачок – специально изготовленный в виде небольшой металлической воронки, а краски берутся как «от Бога, так и от людей». Но традиция преодолела все трудности и смогла выжить. На рубеже XIX-XX веков по крупицам были собраны уникальные коллекции народных писанок. К сожалению, многие из них  были утрачены в горниле революций и войн. Сейчас коллекции известных мастериц восстанавливаются буквально по описанию.

О писанках, крашенках, куличах  и пасхальном кролике

Первое фарфоровое пасхальное яйцо было создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. С открытием в 1748 году «Порцелиновой мануфактуры» с Санкт-Петербурге декоративные яйца начали изготавливать  промышленным способом. К каждой Пасхе Императорский фарфоровый завод выпускал пасхальные яйца для членов императорской фамилии – «на раздачу» при христосовании. Сувениры были подвесными и имели сквозное отверстие, куда продевалась лента с бантом внизу и петлей вверху. Такие яйца подвешивались в красный угол, под иконы.

Символика орнамента писанок

Женщины, создававшие писанки, черпали вдохновение из мира природы, мастерски изображая цветы, деревья, фрукты, листья и целые растения – такие пасхальные яйца были гарантией хорошего урожая. Свое место на писанках нашли и представители фауны. И хотя мотивы с изображением животных довольно редки, зато исполняли особую функцию. Во-первых, владельца такой писанки они наделяли лучшими чертами зверей – здоровьем и силой. Во-вторых, считали, что рисунок домашней животинки способствовал ее размножению в хозяйстве.

Любимыми были изображения лошадей, символизирующих силу и выносливость, и оленей, приносящих процветание и долгую жизнь. Птицы – первые вестников весны, олицетворяли единение земного и небесного, это как бы образ души. Важным был и петух – охранник жилища и двора от огня и молнии. Такую писанку закапывали на углу дома во дворе, чтобы защититься от огненной стихии. А еще петух выступал как мужской символ, олицетворяющий семейную жизнь и множество детей. Изображение курочек на писанке – это знак плодовитости у женщин, а рыбка, как и вода, являлась символом жизни и здоровья. Даже насекомые имели некоторое место в традициях украинского писанккарства: пауки символизировали уверенность, покой и артистический талант, а бабочка была символом беззаботного детства и путешествия души в страну вечного счастья.

Писанки на все цвета радуги

Цвет писанки тоже имеет свое значение. Так, если хотели защитить свой дом от пожара, то рисунки наносились в основном голубым и зеленым цветом. Считалось, что если разгорится огонь, то нужно обнести такой писанкой весь дом, и огонь погаснет. Рисунки красного цвета должны были дарить радость, а желтый – всегда считался символом солнца и тепла. Для хорошего урожая использовали коричневый цвет – цвет земли. Если писанка была предназначена для ребенка, то ее расписывали красным и зеленым цветами. Это делалось для того, чтобы помочь его душе окрепнуть, набраться необходимой силы. Эти писанки считались самыми священными, поскольку имели особую силу и помогали прожить долгую и счастливую жизнь. Когда писанка выполнила свое предназначение, ее ни в коем случае не выкидывали, а пускали по воде – шли к реке и пускали по течению. Если реки поблизости не было, то закапывали в землю...

Теперь вы уже не спутаете писанку с крашенкой. А, быть может, вам даже посчастливится подержать в руках это чудное яичко!

Кто приносит пасхальные яйца?

Оказывается, пасхальные яйца приносят пасхальные кролики! По крайней мере, западный мир в этом абсолютно уверен. Не зря ведь жители Европы и Америки съедают в праздничные дни около 4 млрд шоколадных кроликов и яиц! Ушастый зверек, как символ Пасхи, имеет языческие корни. Родом он из языческих весенних праздников, посвященных плодородию и весне. С принятием христианства языческие традиции не исчезли полностью, а лишь видоизменились и приобрели сказочный оттенок. Так языческий кролик сделался пасхальным.

Разумеется, этот персонаж – любимец детей. Пасхальное утро для многих маленьких сладкоежек начинается одинаково: нужно обнаружить спрятанное кроличье гнездо и добыть его содержимое – разноцветные яйца из марципана и шоколада. Вкусный подарок кролик приносит только хорошим детям – об этом малышам целый год твердят любящие родители, воспитатели и учителя…

Но почему все-таки эта роль досталась милому пушистому зверьку, а не, к примеру, курице, чье предназначение – нести эти самые яйца? Дело в том, что пасхальные яйца испокон веков были настолько яркими и красивыми, что «обычная» курица снести их не могла, необходим был сказочный элемент. Так был придуман волшебный кролик.

О писанках, крашенках, куличах  и пасхальном кролике

В дохристианские времена, когда люди почитали различных богов и богинь, Эостра была богиней богини утренней зари и весеннего плодородия. Празднования в ее честь проводились в день весеннего равноденствия. А символом Эостры был кролик – животное, отличающееся феноменальной плодовитостью. Именно кролики несли светильники Эостры. А еще ушастый всегда сопровождал греческую богиню Афродиту. Очевидно, тоже по причине своей любвеобильности. Эти древние мифы  достигли Нового Света вместе с европейскими поселенцами в начале XVIII века.

Родиной длинноухого героя считается Германия: именно там появились самые ранние письменные упоминания о пасхальном кролике. Впервые о нем сообщается в текстах, датированных XVI веком, а в 1680 году был опубликован целый рассказ о кролике, который откладывает яйца и прячет их в саду. В XVIII веке легенда отправилась в странствие на другой континент – вместе с эмигрантами из Германии, которые перебрались в США. Надо отметить, что способность нести пасхальные яйца приписывалась поначалу и другим животным – изначально пасхальные яйца несли лиса, петух, аист и даже кукушка. Но кролик постепенно вытеснил всех своих конкурентов.
Сегодня, согласно европейской традиции, дети сами делают гнездышки в тайных местах и ждут пасхальных подарков от кролика.

Музейный экспонат

Популярность кролика была так велика, что в 1991 году известный коллекционер Манфред Клауда открыл в Мюнхене посвященный пасхальному символу музей, который был занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Экспозиция насчитывала более 1000 самых разных кроликов: из фарфора, дерева, ткани, папье-маше, сахара и воска. Там были и формочки для изготовления пасхальных кроликов из марципана и шоколада, и открытки, и фигурки кроликов с часами, и механические кролики… Все эти экспонаты отражали приметы своего времени. Игрушечные кролики начала XIX века, одетые, как франты, прогуливались рядом с крольчихами в шляпках. Кролики времен Первой мировой войны носили военную форму и стреляли из пушки… В музее были кроличьи домики – деревянные ящички с декорациями и фигурками, изображавшими различные сценки.

Фантазия некоторых изобретателей просто не знала границ. Например, в патенте 1907 года, закрепляющем авторские права на гениальное изобретение под названием «Кролик пасхальный, кладущий волшебные яйца», говорилось: «Для того чтобы получить волшебного кролика, достаточно натянуть специально пошитый чехол из кроличьего меха, с ушами и хвостом, на курицу-наседку, которая как раз собирается снести яйцо. Так дети будут убеждены, что перед ними настоящий пасхальный кролик и не будут сомневаться, что это именно заяц снес яйцо. Единственная сложность состоит в том, что курица не в состоянии снести пестрое праздничное яйцо. Но и этому можно помочь, укрепив у того места, откуда появляется яйцо, специальную штемпельную подушечку с красной или голубой краской. Таким образом, Ваш пасхальный кролик будет нести самые настоящие праздничные яйца!» К сожалению, спустя пять лет после смерти Манфред Клауда в 2005 году музей был закрыт, а часть коллекции – распродана.

«Залежалый» Санта и Кощей бессмертный

Традиционные пасхальные торжества во многих европейских странах сопровождаются многолюдными парадами, и кроликов в это время можно увидеть повсюду – в виде воздушных шаров, мягких игрушек на капотах машин. А еще дети и взрослые наряжаются в разноцветные шапочки с кроличьими ушками. В магазинах продают пасхальные открытки с кроликами и шоколадные фигурки. Кстати, иногда выясняется, что шоколадный кролик в прошлой жизни был Сантой. Дело в том, что шоколадные фигурки Санта-Клаусов, которые не раскупают перед Новым Годом и Рождеством, отправляют на переплавку – и к весне они превращаются в ушастые символы Пасхи. Иногда на этикетке шоколадного кролика можно даже встретить надпись: «Когда-то я был Санта-Клаусом»…

И если на Западе в популярности этого зверька сомневаться не приходится, то в России кролик в качестве пасхального символа почему-то не прижился. У нашей Пасхи другие традиции – писанки, куличи и творожные пасхальные десерты – пасхи. Хотя есть один интересный нюанс. Вспомните русскую народную сказку о том, что иголка, сломав которую можно победить Кощея бессмертного, то есть зло, находилась в яйце, а яйцо – в зайце! Вот такие на Руси древнейшие символы жизни и смерти.

Всем по куличу!

Кулич – это хлебный символ Пасхи, незаменимый атрибут светлого христианского праздника. Выпечка кулича и его освящение в церкви – один из самых древних христианских обычаев, сохранившийся и до наших дней. По форме традиционный пасхальный кулич напоминает церковь с куполом. Недаром на корке принято изображать крест. В разных странах существуют свои рецепты куличей. В них добавляют изюм, цукаты, различные специи.

Еще для пасхальной трапезы готовят творожные пасхи. Тут следует пояснить, что кулич и пасха  не одно и то же. Кулич – это сдобный пасхальный хлеб, а пасха - это творожный десерт. Сегодня мы публикуем очень интересные, на наш взгляд, праздничные рецепты. Старинные, взяты из книги, которая является кулинарным бестселлером XIX века: Е. И. Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве (Типография Н. Н. Клобукова, СПб, 1901 г.) Согласно рецептам, 1 фунт = 400 г, 1 бутылка = 600 мл, а 1 стакан = 250 г.

Взять 2 фунта самого свежего, из-под пресса, творога, смешать его с полуфунтом самого лучшего варенья из малины, без лишнего сиропа, прибавить еще с полстакана сахара или более, смотря по желанию и вкусу. Протереть сквозь решето, положить 3 сырых яйца, четверть фунта самого свежего сливочного масла, два и даже три стакана самой свежей густой сметаны, размешать хорошенько, переложить в небольшую пасочницу, выложенную тонкой салфеткой, накрыть ее концами, положить сверху дощечку, наложить пресс. Варенье придаст пасхе нежный розовый цвет и нежный аромат свежей малины. Такие пасхи лучше делать в маленьких формочках. Во-первых, невареные пасхи скорее портятся, во-вторых – лучше их иметь в большом количестве, приготовленными разными манерами, а следовательно, и разного вкуса.

Розовая пасха


5 фунтов отжатого творога протереть сквозь сито, положить 2 стакана сливочного масла, 3-4 ст. самой лучшей сметаны, 6-8 яиц, все вместе хорошенько растереть, сложить в кастрюлю и поставить на плиту, мешая, чтобы не пригорела. Как только начнут показываться пузырьки, снять с огня и поставить на лед или в холодную воду, беспрерывно мешая, пока не остынет. Всыпать полтора стакана сахара, положить палочку ванили, истолченной с сахаром, и полстакана мелко изрубленного миндаля сладкого, с добавлением 3-4 горьких миндалин, по желанию положить коринки или кишмиша. Все хорошенько перемешать и выложить пасху в пасочницу.

Пасха заварная «Царская»


Протирается до гладкости творог со сливочным маслом, ванилью и сахаром, отдельно же 1 бутылка сливок сбивается венчиком в густую пену, как для крема, и затем соединяется с творогом и хорошенько вымешивается. Все остальные специи кладутся также, смотря по тому, что кому нравится. В пасху можно класть также нарезанный мелко цукат, лучше лимонный или апельсинный. Во всем остальном поступают так, как и в других случаях.

Пасха сливочная


Для теста: сахар – 400 г,  изюм – 200 г, яйцо (желток) – 50 шт., настойка шафрана –  1 рюмка, ром – 2 рюмки, молоко – 1 стакан, сливочное масло – 3 стакана, соль – по вкусу. Мука – сколько возьмет тесто.
Желтки взбить с теплым молоком. Добавить дрожжи, распущенные в небольшом количестве теплого молока, и муку. Замесить жидкое тесто и дать ему выбродиться. Затем добавить сахар, растопленное (не горячее) сливочное масло, настойку шафрана, ром и все перемешать. Вымешать тесто нужной густоты, добавляя понемногу свежепросеянную муку, дать ему еще раз подняться и разложить в подготовленные формы. Тесто в форме должно так же хорошо подняться. Выпечь куличи в средне нагретой духовке до готовности.

Пасхальный кулич «Княжеский»


Для теста: мука – 800 г, масло – 200 г, сахар – 1 стакан, молоко – 1 стакан,  дрожжи – ½ стакана, яйцо – 3 шт., изюм – 1 стакан. Смешать муку с маслом, сахаром, влить в смесь молоко. Вымесить тесто, влить дрожжи, дать подняться. Взбить белки с небольшим количеством сахара, затем добавить их и желтки в тесто. Всыпать изюм, вымесить, положить в форму, дать подняться. После этого выпекать.

Кулич «Мещанский»

Веселых праздников и приятного аппетита!

 

Лилия ВИШНЕВСКАЯ

Прочитано 881 раз
Лилия Вишневская

Эл. почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

 

Статистика



Просмотреть полную статистику

ЖУРНАЛЫ

 

Top
Если нашли ошибку, выделяете её мышкой и нажимаете сочетание CTRL+ENTER