Архив журналов






Кони, кони – вы сказка и песня, к вам любви объяснить не смогу.

Словно в детстве каком-то нездешнем, вижу вас я в ночном на лугу.

И куда б нас мечта ни носила, долетая до новых планет,

Будем мерить мы вашею силой неуемную силу ракет.

Но какою нам силой измерить то тепло, что рождаете вы?

То слиянье с природой чудесной, что осталось в ночном на лугу?

Кони, кони – вы сказка и песня! К вам любви объяснить не смогу...

Традиции разведения коней уходят корнями еще в те далекие времена, когда только-только стали возникать первые очаги одомашивания лошади. Это происходило, по разным источникам, примерно 6-10 тысяч лет тому назад. В русских летописях XII века упоминается о «фарях» – благородных легких скакунах, происходящих от лошадей Древнего Востока. Вероятней всего, именно эти лошади стали основой легкой породы, от которой впоследствии произошла русская лошадь.

О кайсаках и казаках

ZOO•БИЗНЕС №11/2014

  • О кайсаках и казаках
  • Конюшни графа Орлова
  • Сметанка – графский любимец
  • Полкан – резвый последыш
  • Лошадь столетия
К

XIII веку коневодство на Руси достигло значительного развития – самые многочисленные табуны и большие конюшни принадлежали князьям, боярам и монастырям. Поголовье пополнялось за счет покупки или захвата лошадей у половцев, печенегов и народов, кочевавших в степях от Черного до Азовского морей, а также за счет поборов у своего же населения. Лошади ценились очень высоко. Этому свидетельствует тот факт, что в XI веке, по законодательству Ярослава Мудрого, виновный в убийстве чужого коня должен был уплатить в казну 12 гривен и 1 гривну потерпевшему, а за убийство свободного крестьянина – всего лишь 3 гривны.

Русская конница в домонгольский период была малоподвижна и немногочисленна, именно с этим историки связывают поражения княжеских дружин при Калке в 1223 году и в других сражениях с ордами захватчиков. Во времена монголо-татарского ига русское коннозаводство было разорено, полностью прекратилось поступление восточных лошадей – фарей. Не желая походить на быстрых татарских наездников, русские князья и бояре предпочитали ездить шагом на грубых и медлительных лошадях.

Прошло много времени, пока русское коневодство оправилось от разорения. Однако не менялись представления о боярской лошади – тяжелой и неповоротливой. Первый, кто по достоинству оценил преимущество легких татарских лошадей, был Великий князь Владимирский Дмитрий I Иванович, позже прозванный Донским. Для своей конницы он использовал степных лошадей, которых приводили из-за Волги татарские купцы. В битве на Куликовом Поле 8 сентября 1380 года на русской стороне сражались десятки тысяч конных воинов: около половины было набрано в Московском княжестве, остальные были новгородцами или литовцами. Кроме этого, Дмитрий Донской привлек под свои знамена беглых людей, составлявших приволжскую вольницу. Эти воины на легких резвых лошадях называли себя «кайсаками» – с татарского «наездники», а позднее в русской речи появилось слово «казаки». После Куликовской битвы был нанесен удар по татарскому игу.

Одновременно было сломлено предубеждение против легких и быстрых лошадей, и для Руси открылся обильный источник для пополнения русских конюшен.

После Дмитрия Донского на Руси было две основных породы: это русская улучшенная и татарская. Определенную роль в создании русских пород сыграли поступавшие с Запада через Великий Новгород ливонские клепперы и литовские жмудки. Клепперы упоминаются в немецких хрониках с XIV века, как невысокие, но выносливые, с правильным экстерьером лошади под тяжелых всадников. Жмудки – местные лесные лошадки, улучшенные прилитием крови, как Восточных, так и Западных лошадей. Они оказали влияние на лошадей Белой Руси, а позднее, в XVIII веке, в Германии были использованы для выведения Тракененской породы.

Во времена Ивана III слово «фарь» было забыто и благородных восточных лошадей стали называть «аргамаками», независимо от того была ли эта лошадь персидской или иной породы. Персидские лошади особенно ценились на Руси в годы, последующие женитьбе Ивана Третьего на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора. Один из первых конных заводов был создан при Иване Третьем в подмосковном селе Хорошеве, по его же приказу приобретались лошади западных заводских пород, персидские и другие аргамаки для заводского использования. Но вместе с тем у знати все еще оставалась мода на крупных, тяжелых и неповоротливых лошадей. Эта вековая традиция сохранилась в Московском княжестве вплоть до Петра I, который сломал ее вместе с другими боярскими пережитками.

Конюшни графа Орлова

Со второй половины XVIII века русское частное коннозаводство переживало большой подъем. Разводились лошади, годные для кавалерии и манежной езды, да все они были иностранных кровей. А заводчикам не давали спокойно спать лавры создателей новых, более совершенных и работоспособных пород. Однако преуспели в этом деле лишь граф А. Г. Орлов – в создании упряжной породы, и граф Ф. В. Растопчин – в выведении верховой. Обе породы названы по именам своих создателей.

Имя графа Орлова-Чесменского, сыгравшего в эпоху Екатерины II выдающуюся роль в делах военных и государственных, тесно связано и с подъемом в стране важной отрасли хозяйства – коневодства. Усилия Алексея Орлова по выведению пород упряжных и верховых лошадей дали поистине феноменальные результаты. Триумфальное шествие по стране и за ее пределами орловского рысака, его неоценимая роль в подъеме качества конского поголовья России известны всему миру.

Существенно отличной была судьба второго детища графа – орловской верховой породы.

Собрав в Хреновском конном заводе Воронежской губернии отличных лошадей ряда европейских и азиатских верховых пород, Орлов мог достаточно объективно оценить их положительные стороны и отдельные недостатки. Убедившись в том, что ни одна из завезенных пород не может в полной мере удовлетворить его требованиям к верховой кавалерийской лошади, пригодной и для боев, и для парадов, граф пошел по пути сложных многопородных скрещиваний в поисках модели, соответствующей его представлению об идеальной верховой лошади. Безусловно, почти неограниченные материальные возможности позволили графу воплощать в реальности свои замыслы, но не только это обеспечило в итоге настоящий успех работы. Создание четкой и глубоко продуманной системы племенной работы и технологии коннозаводства, неукоснительно исполнявшихся на
протяжении десятилетий, стали главным фактором формирования новой породы.

Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский поставил целью вывести крупную, нарядную, резвую и выносливую лошадь, которая была бы способна бегать рысью по глубокому снегу. Еще до и во время русско-турецкой войны собирал он в своих конюшнях отборное поголовье испанских, датских, английских, арабских, турецких, персидских и туркменских племенных лошадей. Но удачная селекция – дело случая, и в этом нетрудно убедиться. В своей селекционной работе граф Шереметев использовал почти те же, что и Орлов, сочетания, но его работа так и не увенчалась успехом. Решающий шаг Орлов сделал, когда после войны приобрел у турецкого шаха 12 жеребцов и 9 кобыл. За ценнейшего среди них, Сметанку, граф отдал баснословную по тем временам сумму – 60 тысяч рублей серебром! Для сравнения: годовой бюджет государственного коннозаводства в 1774 году составлял около 25 тысяч рублей.

Сметанка – графский любимец

Сметанка действительно был лошадью исключительной. Он обладал большим ростом и легкими грациозными движениями на всех аллюрах. Особенно красивой была его летящая, свободная рысь. Его светло-серая шерсть имела удивительный золотистый блеск. И была у коня еще одна уникальная особенность: он имел на одну пару ребер больше, чем характерно для арабских скакунов, что придавало его корпусу удлиненные «упряжные» пропорции.

…Около двух лет заняла дорога до конного завода в подмосковном селе Остров. Орлов не рискнул отправлять Сметанку вместе с остальными лошадьми морем. Заручившись охранной грамотой турецкого правительства, под охраной конвоя Сметанка отправился в Россию своим ходом по суше – через Турцию, Венгрию и Польшу. А чтобы он не был узнан по дороге лихими людьми, его перекрасили в нехарактерный для арабских лошадей черный цвет.

Вот какое описание Сметанки мы находим у русского писателя-мемуариста С. Жихарева, оно относится к первой встрече скакуна с графом Орловым. «Был он для арабской породы высоким: два аршина, два с половиной вершка. Сметанка от рождения был серебристо-белым. Нежная шерстка, грива, расчесанная волосок к волоску, красиво отделявшийся хвост блестели живым, переливающимся серебром. Весь он был как налитой ртутью: извивался, нетерпеливо переступал точеными, мягко пружинившими ногами, едва касаясь земли маленькими копытами железного цвета и крепости. Поравнявшись с хозяином, повинуясь легкому, незаметному толчку опытного конюха, поднял маленькую голову с щучьим профилем, с огромными карими глазами, заржал негромко, согнул лебединую шею – будто поклонился. Орлов залюбовался лошадью, точно впервые увидел, замер от восхищения. Поп Лука позабыл про кропильницу, смотрел одобрительно: ничего не скажешь, хорош конь, аки с иконы Георгия Победоносца!

Этюды по истории коневодства

В 1774 году граф Алексей Орлов, брат фаворита Екатерины II, купил в Аравии арабского скакуна Сметанку – лошадь дивной красоты, которая стала одним из родоначальников орловской рысистой породы. До сих пор сохранился портрет этого жеребца работы крепостного художника конца XVIII века, предположительно Гавриила Васильева.

Огромный, заросший буйной бородой дьякон, державший чашу с водой, чуть было не пролил ее, засмотревшись. Сам был из лошадников. За редкий голос определили в духовное звание: послали московскому митрополиту перстень с бриллиантом величиной с орех, и тот мигом, без святейшего синода, рукоположил конюха в дьяконы. Молчали, любовались Сметанкой близкие Орлова, стоявшие у церкви мужики в чистых белых рубахах, бабы в высоких киках. Из-за туч светило солнце. Поблескивал в его лучах атласистый, светло-серый камень портала церкви. И вдруг Сметанка потянулся к чаше со святой водой... Дьякон поспешно отступил.

– Дай ему напиться, – строго сказал Орлов.
– Ваше сиятельство,– робко запротестовал священник.– Святый сосуд... Сие грех будет...
– Ничего. Прикажи принести другую чашу, а эту, коли почитаешь оскверненной, отдай на конюшню. Возьми ее себе, Иван Никифоров, вместо ведра...

Сметанка с явным удовольствием, неторопливо пил прохладную воду. Умильно смотрел на него Орлов: губы у арабчика бархатные, мордочка узенькая – не из чаши, а из саксонской кофейной чашечки смог бы напиться!»
Прожил Сметанка в Подмосковье полтора года. Вывел его однажды конюх на водопой, а рядом оказались кобылы. Начал горячий жеребчик вырываться, вставать на дыбы. Конюх Степан был не в духе: накануне крепко выпил, а опохмелиться не на что... Сердито рванул он за чумбур. Опрокинулся жеребец на спину и ударился головой о каменную водопойную колоду... Когда подбежали дворовые, уже потухли большие выпуклые глаза Сметанки, и застыли в них, как показалось людям, обида и удивление. Долго искали конюха. Нашли к вечеру на чердачном сеновале, повесившимся на крученом поясе с кистями. Но старания Орлова не были напрасными...

Полкан – резвый последыш

В 1778 году была получена единственная ставка от Сметанки: пять жеребят получил Орлов: темно-серых Фалькерзама, Бовку, Любимца и вороную впроседь кобылешку. Все, кроме, пожалуй, Фалькерзама, грубоватые, головастые,– в маток. Лишь пятый, последыш, названный Полканом, обещал повторить отца: голова маленькая, сухая, глаза крупные. Известно, порода у лошадей прежде всего в голове видна. И рубашка у стригунка отцовская: серебристо-белая. Только крупнее будет: вон ноги какие длинные да узловатые.

Очень понравился Полкан Орлову. Похлопал ласково по крупу датскую кобылу Буланую:

– Спасибо, что постаралась!

Вздохнул было печально, но тут же упрямо мотнул подбородком – привычка была такая у Алексея Григорьевича. Приказал прибавить Буланой два гарнца овса и давать его дробленым...»

Вырос Полкан крупным, как ожидали, красивым, ласковым жеребцом,но по всем статям, кроме роста, уступал отцу. Зато во внуке Сметанки, от Полкана и голландской матери, так что увидел наконец Орлов то, чего так упорно добивался! 

Был знаменит и Барс I, темно-серой масти, с годами посветлевшей. Мощью, крепким костяком, широкой, резвой рысью пошел по материнской линии, а выносливость, легкость в движениях, тонкие, как струны, но прочные ноги с хорошо отбитыми сухожилиями, маленькую изящную голову, длинную гибкую шею унаследовал от деда-араба. За довольно долгую для лошади жизнь он дал конному заводу Орлова до девятисот жеребят. Лучшими среди его первого поколения признавались: Любезный, Лебедь, Атласный, Мужик-первый... Тридцать лет понадобилось Орлову на создание известных теперь всему миру орловских рысаков, восемь различных пород лошадей он для этого использовал. Но в каждом орловце кровь Сметанки, и все они, если приглядеться, сохраняют сходство с далекими предками-арабами.

Этюды по истории коневодства

Неординарной личностью был возглавивший партию сторонников чистопородного орловского рысака выдающийся специалист и коннозаводчик Яков Иванович Бутович, чью роль в развитии и сохранении породы переоценить невозможно. Это он был инициатором создания после октябрьских событий 1917 года Чрезвычайной комиссии по спасению отечественного коневодства. В мировую культуру он вошел также благодаря собранию произведений искусства конного жанра, которое стало основой уникального научно-художественного музея коневодства. Неоценим и его вклад в русскуюмемуарную литературу недавно изданными рукописями, написанными им в разные годы: «Мои Полканы и Лебеди», «Лошади моей души», «Лебединая песня».

Однако еще много трудов потребовалось, чтобы закрепить в породе ее отличительные черты, так прекрасно описанные Жихаревым в 1905 году: «...Нельзя было налюбоваться на красоту этих коней: прямой, длинный, крутореберный стан на толстых и сухих ногах, шея, как тонкая лента, приподнималась высокой дугой и оканчивалась прекрасной головой, с огненными глазами навыкате и с пышными ноздрями. Движение этих громадных коней было таким правильным, что топот их копыт представлял слуху какой-то размеренный такт, а на крестце рысака можно было поставить стакан воды, и она не расплескалась бы: так спокойна была поза летящего рысака, и одни только ноги быстро и правильно размеренным махом уносили рысака вперед».

Лошадь столетия

Среди чемпионов-орловцев выделяется знаменитый орловский рысак – серый жеребец Крепыш, рекордами которого гордилась вся Россия. С 1907 по 1913 год Крепыш выступал на беговой дорожке Московского ипподрома. Родился от

Громадного и Кокетки в 1904 году в заводе известного в те времена конезаводчика Афанасьева в Тамбовской губернии.

В начале XX века в России, как утверждают современники, гремело два имени: одно – великого певца Федора Шаляпина, другое – великой лошади Крепыша, которого не случайно называют лошадью столетия. Это был жеребец с характерными для орловских рысаков признаками: крупным ростом, красивой серой мастью в яблоках, лебединой шеей, длинным светлым хвостом. Полюбоваться совершенством форм и пластичностью движений Крепыша из многих городов России и других стран специально приезжали люди, никогда ранее не посещавшие бега. За свою беговую карьеру Крепыш выступал около 80 раз, из них 55 раз занимал первое место, установил 13 рекордов на все существовавшие тогда дистанции (кроме 1 вер-сты) – зимние и летние.

Он был национальной гордостью России, великим орловским рысаком. Его лучший, невиданный по тем временам, рекорд – 2.08.5 на дистанцию 1,5 версты (1600 м), установленный в феврале 1910 года под управлением наездника Яковлева, продержался 23 года, а рекорд на 3 версты был побит только через 54 года. Однако величие Крепыша заключается не только в его феноменальной резвости и обаянии личности. Дело в том, что в начале века в погоне за призовыми деньгами многие владельцы орловских рысаков с целью получения более резвого потомства начали бессистемно и массово скрещивать своих лошадей с выводными американскими рысаками, что реально грозило гибелью породе. Крепыш своими выдающимися победами не только над орловскими, но и над иноземными рысаками высоко держал марку русской лошади, поддерживал патриотический дух заводчиков и любителей орловской рысистой породы.

О Крепыше написаны книги, одна так и называется: «Лошадь столетия», о нем создан художественный кинофильм – но все это уже гораздо позже его нелепой гибели в 1918 году. Крепыша пристрелили после того, как он сломал ногу, сопротивляясь погрузке в вагон.

Этюды по истории коневодства

Однажды коннозаводчик Александр Стахович рассказал Толстому историю пегого рысака, происходившего с Хреновского конного завода, а Лев Николаевич, истинный знаток лошадей, почти в точности описал его жизненный путь. Будучи в гостях у графа и прослушав в его исполнении монолог многострадального пегого мерина из повести «Холстомер», Тургенев проговорил: «В прошлой жизни вы, граф, вероятно, были лошадью». Сын Мужика I, правнук Барса I, потомок знаменитого Сметанки, ставшего родоначальником орловской рысистой породы. Имел пегую масть и исключительную резвость. В связи с селекцией лошадей по серой масти был выбракован из племенного состава, кастрирован и продан с завода графа Орлова. Благодаря помещику Шишкину, который в ночь перед кастарцией Холстомера привел к нему свою кобылу, оставил после себя жеребенка Старого Атласного – родоначальника собственной линии и предка родоначальников собственных линий: Пройды, Вармика, Барчука, Ветрка и Удалого Кролика.

Уже в первые годы XIX столетия орловская верховая порода была сформирована и достаточно консолидирована по основным своим качествам. Гравюры того времени показывают нам очень гармоничных, даже изысканных по своим формам лошадей, обладающих при этом очень правильным экстерьером. Орлов никогда не гнался за ростом в ущерб каким-либо другим качествам, его лошади не были великанами, но обладали отменными движениями, были добронравны, отдатливы в езде, темпераментны и выносливы.

Лилия ВИШНЕВСКАЯ

Прочитано 264 раз
Другие материалы в этой категории: « Варька Колючий Гоша »
Лилия Вишневская

Эл. почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

 

Украина
04080 Киев
ул. Тульчинская, 9-Б
Главный редактор : Сергей Чижиков

https://twitter.com/zoo_sv

Статистика



Просмотреть полную статистику

Журналы

Top
Если нашли ошибку, выделяете её мышкой и нажимаете сочетание CTRL+ENTER