Архив журналов






Собака верно служит человеку на земле, а когда нужно, следует за ним и в воздух.

История парашюта

Большинство людей предполагают, что впервые устройство, схожее по принципам действия с парашютом, принадлежит великому Леонардо да Винчи. В 1483 году он нарисовал эскиз пирамидального парашюта и написал в своем дневнике: «Если у человека есть шатер из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и вышиной в 12, то он сможет бросаться с любой высоты, без опасности для себя». Увы, это удел гениев – они опережают свое время. Так случилось и с парашютом да Винчи. Его уникальная разработка не вызвала интереса из-за отсутствия практической надобности в ней, поэтому открытие пришлось делать заново.

Об устройстве да Винчи вспомнили только через 200 лет – с развитием воздухоплавания. В то время полеты очень часто оканчивались катастрофами, поэтому появилась острейшая необходимость сохранить жизни покорителям неба. И Франция, как один из пионеров воздухоплавания, первая пришла к решению этой проблемы. Известный французский ученый-физик Ленорман впервые создал устройство для прыжка с высоты и дал ему название из двух слов «пара» – против и «шюте» – падение.

ZOO•БИЗНЕС №5/2015

 

  • История парашюта
  • Спасатели в Арктике
  • Проект «собаки-диверсанты» в СССР
  • Собаки-десантники Великобритании
  • Десант Туманного Альбиона
  • Собаки-парашютисты в современном мире
  • Центр специального назначения

Так и появился парашют. Чтобы доказать надежность своего детища Ленорман, который проживал в Марселе, сбрасывал со своей обсерватории высотой 26 м самых разных животных, и все они благополучно приземлялись. Но хрупкость и громоздкость конструкции, изготовленной в виде зонтов из прорезиненной ткани, не оставили шанса парашюту Ленормана на внедрение в жизнь.

Аналогичные разработки производили и другие ученые. Любитель воздухоплавания Жан Пьер Бланшар представил парашют собственного производства: 3 октября 1785 года он испытал его в Лондоне, но сам прыгнуть так и не решился. Зато спустил с балкона собаку. Данная конструкция оказалась очень удачной – животное приземлилось в целости и сохранности. А через год. 23 августа 1786 года, Бланшар «усложнил» собственный опыт и в Гамбурге на глазах изумленной публики при помощи парашюта с 300 м отправил на землю... барана!

Но и его изобретение нещадно подверглось критике, поскольку устройство разрабатывалось, прежде всего, для спасения жизни людей. И такой человек нашелся. Первым парашютистом в истории человечества стал аэронавт из Франции Андре-Жак Гарнерен. Прыжок произошел 22 октября 1797 года с высоты 400 м над парком Монсо в Париже, что открыло для человечества новые возможности и спасло огромное количество человеческих жизней...

Спасатели в Арктике

Работы по обучению собак прыжкам с парашютом изначально были начаты, чтобы ускорить помощь летчикам, терпящим аварию в Арктике: если к месту аварии сбросить десант ездовых собак, люди смогут быстро выбраться к населенным местам. На полуострове Лабрадор американец Джон Зартмен обучил группу собак-парашютистов, которые предназначались для сбрасывания в районы происшествий – туда, где невозможна посадка самолетов «скорой помощи». Вместе с собаками прыгали врач и вожатый ездовой упряжки, в специальных контейнерах сбрасывались спасательное снаряжение и сани. Во время прыжков собаки сохраняли спокойствие и не проявляли боязни высоты. Приземлялись без ушибов и сразу же гасили парашюты, забегая сбоку и ложась на купола, чтобы их не надувал ветер. В таком положении животные ожидали прихода вожатого упряжки. Так их обучали проводники, и они строго следовали «инструкции» Раненых доставляли к месту приземления санитарных самолетов. Были также случаи, когда собаки десантировались с медикаментами, продовольствием и санями для спасения научных экспедиций, оказавшихся в бедственном положении.

В начале 50-х годов в США, в армейской парашютной школе «Форт-Брегг», было начато обучение собак-парашютистов для санитарной службы, службы связи и собачьих упряжек. Одна из этих собак имела на своем счету более 20 прыжков. Почти в то же время в Польше прыжкам с парашютом было обучено некоторое количество собак для нужд милиции, а в Советском Союзе – группа собак для розыска людей, попавших в снежные обвалы, а затем для транспортировки пострадавших в ездовых упряжках в безопасное место.

Спустя годы широкое применение вертолетов, которые могут приземляться практически везде, вызвало спад интереса к обучению собак-парашютистов.

Проект «собаки-диверсанты» в СССР

В начале 30-х годов в Красной Армии проводились разработки операций в глубоком тылу противника, в ходе которых важная роль отводилась диверсионным подразделениям, которые должны были дезорганизовать снабжение и управление. Наверное, поэтому в конце 1934-го и начале 35-го годов проводились испытания собак, обученных для диверсионной деятельности. По замыслу, собаки, сброшенные с парашютом в специально сконструированных коробах, должны были доставлять взрывчатку, которая находилась в седлах на спине, к бензоцистернам, на полотно железной дороги или к самолетам противника. При этом четвероногие не были смертниками, поскольку механизм седла состоял из бойка с пружиной, воздействующего на капсюль и механизма, воздействующего на шпильки, с помощью которых собака освобождалась от седла.

Итак, в конце марта 35-го года на научно-исследовательском Автобронетанковом полигоне в Кубинке прошли испытания собак – истребителей танков и приспособлений для защиты последних от действий четвероногих мин. В принципе, собака могла уцелеть: для подрыва танка использовалось вышеописанное седло, но в реальности (собака, как правило, заползала с взрывчаткой под танк) шанс на спасение был близок к нулю.

Первое испытание проводилось по самолетам на аэродроме.

Из донесения: «...две собаки породы немецкая овчарка, сброшенные с 300 метров, после раскрытия коробов уверенно пошли на цель. Альма немедленно сбросила седло рядом с целью, Арго не сумел сбросить из-за неисправности механизма. На следующий день сброшенные с той же высоты две овчарки, преодолев 400 метров по глубокому снегу за 35 секунд, сбросили седла с взрывчаткой на железнодорожное полотно. При этом они проявляли высокую сообразительность: у собаки Нелли после освобождения из короба седло упало на землю, но Нелли подхватила седло зубами и донесла до железной дороги...».

Руководитель испытаний, заместитель начальника Штаба ВВС Красной Армии Лавров, в своем докладе, направленном 4 января 1935 года командармам Тухачевскому, Алкснису и Егорову писал: «Проведенные испытания показали пригодность программы подготовки парашютных собак... для выполнения следующих актов диверсионного порядка в тылу противника:

  • подрывы отдельных участков железнодорожных мостов и железнодорожного полотна, разных сооружений, автобронетанковых средств и т.д.;
  • поджоги строений, складов, хранилищ жидких горючих веществ, нефтяных приисков, железнодорожных станций, штабов и правительственных учреждений;
  • поджоги строений, складов, хранилищ жидких горючих веществ, нефтяных приисков, железнодорожных станций, штабов и правительственных учреждений;
  • отравлению при помощи сбрасывания устройств с отравляющими веществами водоемов; скота и местности, когда сама собака является источником заразы, возможное распространение эпидемий...

Полагал бы целесообразным... организовать в 1935 г. школу Особого Назначения, доведя количество подготовленных людей до 500, а собак до 1000-1200... В целях предварительной охраны наших объектов оборонного значения от диверсионных собак теперь же дать директивные указания приграничным военным округам уничтожать собак в любом месте их появления, особенно в районе аэродромов, складов, железнодорожных линий и бензохранилищ...»

Но вот что интересно: известному специалисту в области диверсий на железных дорогах полковнику И. Г. Старинову, написавшему десятки работ по минной войне на путях сообщений, создавшему великолепные образцы противопоездных и объектных мин, разработавшему несколько методик действий по уничтожению вражеских ж/д объектов, подготовившему не один десяток специалистов-диверсантов, самому руководившему действиями по минной войне на вражеских объектах, ни разу не пришло в голову порекомендовать использовать собак-парашютистов. А ведь наверняка с такими идеями к нему обращались. Ни в одной своей работе он ни единым словом об этом не обмолвился, хотя о действиях минно-розыскных собак пишет не раз и с большой похвалой... Старший майор госбезопасности Павел Судоплатов – личность легендарная! В его обязанности входило реальное руководство партизанскими действиями, ни в одной из своих работ даже не упоминает о применении собак-диверсантов, хотя самим диверсионным минно-подрывным действиям уделяет весьма значительное место в своих мемуарах и довольно подробно перечисляет типы использовавшихся во время войны мин и фугасов.

Скорее всего, данное направление так и не получило своего развития в Красной Армии в годы Великой Отечественной войны...

Хвостатый десант. О парашютах, собаках-диверсантах и современных военных операциях

Подразделение SAS было создано во время Второй мировой войны лейтенантом Дэвидом Стерлингом, а официальной датой его создания считается 24 августа 1941 года. Подразделение было укомплектовано добровольцами из воздушно-десантных войск, основной задачей было проводить рейды и диверсионные акции в тылу врага в Северной Африке. После окончания Второй мировой войны, 30 ноября 1946 года, подразделение было официально распущено, но в 1947 году на основе Британского добровольческого полка был сформирован современный SAS, который является частью войск специального назначения Великобритании (UKSF)и послужила моделью для подразделений специального назначения во многих других странах по всему миру. SAS, совместно с Особой лодочной службой, Специальным разведывательным полком, Группой поддержки Сил специального назначения, Оъединённым авиакрылом спецназа и 18 полком связи спецназа формируют войска специального назначения Великобритании.

Собаки-десантники Великобритании

Применение собак при проведении специальных операций различной направленности уже давно является предметом повседневной деятельности спецподразделений, основной задачей которых является спасение человеческих жизней.

Министерство обороны Великобритании, которое обычно излагает официальную точку зрения на события, никогда не комментирует какие-либо аспекты деятельности сил специальных операций. Но эту их политику все чаще нарушают сотрудники специальных сил, а также комментарии министров и командующих. Из небольших заметок в прессе мы узнаем, что бесстрашных немецких овчарок учат прыгать из самолета с высоты 25000 футов, носить кислородные маски и взаимодействовать со специальной десантной командой.

На территории, где действует противник, собак используют, прежде всего, для поиска боевиков, находящихся в укрытиях. Для этого крошечная камера крепится к голове собаки. Полученное камерой изображение передается в подразделение, предупреждая о возможных засадах, а также показывая местонахождение полевых командиров моджахедов. Например, при проведении рейдов в Ираке в течение 2008 и 2009 годов три солдата SAS были застрелены и по меньшей мере восемь получили серьезные ранения. Как высказался сотрудник SAS: «Во время спецопераций собаки подвергаются повышенной опасности, поскольку и вы не знаете, что ее ждет за дверью. Конечно, никто не хочет, чтобы собаки погибали, но если приходится выбирать между их жизнью и жизнью человека, очевидно, что руководитель операции предпочтет рисковать жизнью собаки».

Впервые британцы начали обучать собак совершать прыжки с парашютом во время Второй мировой войны для выполнения спасательных задач. Но тогда собаки никогда не прыгали с большой высоты. Хотя это лучший способ скрытного вывода небольшой группы людей в тылу противника. Собаки имеют преимущество по сравнению с солдатами. Они вызывают меньше подозрений при приближении к цели. Могут втиснуться в узкие пространства, а также они находят мины-ловушки и другие взрывные устройства. В каждый из четырех эскадронов 22-го полка SAS в Херефорде были включены по две собаки. Для работы с ними из личного состава полка были специально отобраны солдаты-проводники.

Первый положительный опыт использования собак подобным образом был получен силами специальных операций Австрии. Собаки прыгали в тандеме со своим проводниками с высоты 3000 м. Для работы использовали бельгийских овчарок, которые имеют меньший вес, а также хорошо обучаемы для поиска взрывоопасных предметов. Были использованы специальные маски, защищающие собачьи морды и челюсти от ударов. На начальном этапе были серьезные опасения по поводу того, как собаки смогут выполнять отделение от самолета. Но в связи с тем, что собаки высоту не воспринимают, как люди, с ними было намного меньше проблем, чем с большинством новобранцев.

Десант Туманного Альбиона

Брайан был смелым десантником. Он упорно тренировался, чтобы попасть в британскую армию. Он научился определять минные поля, помогать доставлять раненых в лазарет. Наконец настал час, когда он приземлился на европейскую землю. Брайан был рядом, когда союзники освобождали Нормандию, а за несколько месяцев до окончания войны снова спрыгнул из самолета над Западной Германией, чтобы оттуда дойти до Балтийского моря. Спустя почти два года после окончания войны Брайан бы награжден за «Необычайное мужество». Но золотая медаль не единственное, что отличало этого особенного солдата от большей части его товарищей. Брайан, отважный десантник, был молодой собакой, помесью овчарки с колли.

Во время Второй мировой войны 13-й воздушно-десантный батальон британской армии в ходе подготовки ко «Дню Д» начал эксперимент – подготовку собак-десантников. Четверолапые «ученики» проходили специальное обучение, в том числе на поиск мин, охрану и защиту от врага. Кроме того, они были своего рода символом батальона.

Историк-любитель Эндрю Вулхауз пять лет занимался исследованием собак-десантников и изучал записи членов батальона в период до и после «Дня Д». И выяснил, что использовать собак в качестве десанта решили в начале 1944 года потому, что Кен Бэйли – один из унтер-офицеров, подавших эту идею, был ветеринаром и отлично умел дрессировать своих подопечных.

И вот по заданию своего командира Бэйли отправился в Хартфордшир, в школу, где обучались собаки для военных нужд. В 1941 году военное ведомство Великобритании призвало по радио владельцев собак отдать на время в распоряжение армии своих питомцев. Так школа получила первых собак, среди которых оказался и двухлетний Брайан. Бэйли писал в своем дневнике в январе 1944 года: «В Хартфордшире был двухлетний пес по имени Бинг, помесь овчарки и колли. Вообще, его хозяйка Бетти Фетч назвала его Брайан. Он был самым тощим из тех, кого привезли в это время. Из-за того, что военный рацион был слишком скупым, его просто отдали».

Кроме метиса Брайана, Бэйли взял еще двух чистокровных овчарок – Монти и Рэни. Все три собаки были обучены на десантников, а Рэни стала единственной «дамой» в четвероногом батальоне.

Обучение начиналось с привыкание к громким звукам. На военной базе в гарнизоне Ларкхилл собак часами держали в больших транспортных самолетах с включенными двигателями. Кроме того, обучали различать запахи взрывчатки и пороха и знакомили с возможными сценариями боя – взятие в плен, проникновение вражеских солдат, перестрелка. Обучение на земле длилось около двух месяцев, затем начинался тренинг в небе, выполнение заданий, которые должны были стать отличительным знаком этих собак.

Хвостатый десант. О парашютах, собаках-диверсантах и современных военных операциях

Американский солдат с военной собакой выпрыгивают из вертольота "СН-47 Чинук" во время учений в Мексиканском заливе

Тот факт, что собаки были худые, с выпирающими ребрами, неожиданно оказался преимуществом – в ходе учебных прыжков они использовали парашюты, предназначенные для спуска велосипедов. Для того чтобы собак еще проще было подтолкнуть к прыжку, незадолго до этого им не давали ни еды, ни воды. Кэн Бэйли в своих записях от 2-го апреля 1944 года вспоминает первый прыжок овчарки Рэни: «У меня в сумке был корм, примерно два фунта мяса, собака это, конечно, заметила. Мы поднялись в Нетеравоне и приближались к месту высадки, которое находилась всего в двух милях. Я прыгал под номером девять, собака – под номером десять... В тот момент, когда самолет замедлился и солдаты готовились к прыжку, собака становилась все оживленнее. Как только зажегся зеленый свет (сигнал к прыжку), она с любопытством наблюдала за тем, как мужчины один за другим исчезали в дыре в самолете. Все это время она находилась на своем месте за моими ногами».

Затем прыгнул Кэн Бэйли – вероятно, он был уверен в том, что два фунта мяса заставят собаку выпрыгнуть за ним из самолета. «После того как мой парашют раскрылся, я повернул лицо в сторону самолета. Собака находилась в 30 метрах от меня, немного выше. Она смотрела несколько озадаченно, но без страха. Я выкрикнул ее имя, она тут же посмотрела на меня и стала энергично вилять хвостом. Она приземлилась примерно на 25 метров раньше меня. Я тут же побежал к ней, отвязал и дал корм».

Прыжок, приземление, лакомство. С каждым последующим прыжком собакам все больше нравилась их работа. Потом наступил «День Д», к которому собаки так долго готовились.

6 июня 1944 года, в 23.30 самолет 13-го батальона направился в сторону Франции. Команда десантников прибыла в Нормандию в 1:10, опоздав только на 30 секунд. На борту самолета находилось 20 мужчин и одна собака – Бинг. Рэни и Монти находились в других самолетах. Казалось, все идет по плану – до того момента как отрылся люк. Вокруг самолета раздавались звуки разрывающихся снарядов, небо от залпов было окрашено в желтый цвет.

Бэйли и Бинг были последними в очереди на прыжок. Правда, сам полет Бинга был не таким гладким, как на тренировках. Еще до того как ступить четырьмя лапами на европейскую землю, он вместе с парашютом застрял на дереве, где провел 12 часов, прежде чем его нашли. Однако впоследствии Бинг оказался очень полезным, прежде всего, при обнаружении мин, писал солдат 13-го батальона. Он оживленно обнюхивал места в течение нескольких секунд, потом садился, смотрел на своего тренера с выражением самодовольства и ожидания одновременно и ждал вознаграждения. Бинг и его четвероногие коллеги чувствовали приближающихся или сидящих в окопах немцев задолго до того, как это замечали сами солдаты. «Они спасли многим союзникам жизнь», – писал этот солдат.

Вот только свою собственную жизнь хвостатые парашютисты не всегда могли защитить. Монти был тяжело ранен, Рэни подорвалась на мине после ее приземления в Нормандии. А Бинг выжил и даже получил награду. Бинг умер в 1955 году. В музее истории воздушно-десантных войск в Даксфорде находится изображение четвероногого героя – с парашютом за спиной и почетной медалью Марии Дикин: «За мужество» и «Мы тоже служим» – написано на медали.

Например, в военных учениях НАТО Cold Response в Норвегии приняли участие 4 собаки. Они прыгали вместе с парашютистами с 3-километровой высоты. Четырехлапых «бойцов» нередко оснащают видеокамерами, приучают двигаться незаметно и нападать на тех, у кого есть оружие», – пишет The Times. – Собаки не ощущают изменения высоты, это их не беспокоит. Их больше волнует шум двигателей…».

Хвостатый десант. О парашютах, собаках-диверсантах и современных военных операциях

Парашютист аварийно-спасательной службы старший рядовой Джейсон Фишман (Jason Fischman) поднимает собаку обученную для обнаружения взрывных устройств на борт HH-60G Pave Hawk во время совместной спасательной подготовки 21-го июня 2013-го года на аэродроме Баграм, Афганистан. Данная тренировка является является первой для обоих сил и готовит их к будущим операциям по спасению. Фишман приписан к 83-й экспедиционной спасательной эскадрильи Королевских ВВС, Лакенхет, Англия. (Фото штабного сержанта Стефани Беид (Stephenie Wade), ВВС США)

Собаки-парашютисты в современном мире

Собаки-парашютисты принимают участие в совместных учениях НАТО и военных операИз американских отрядов, вернувшихся к использованию собак-парашютистов, надо отметить подразделение Delta. Они приучили животных во время прыжка дышать через кислородные маски. Позже британская Специальная авиационная служба SAS приобрела несколько натренированных в Америке собак для участия в своих операциях в Афганистане и Ираке. Позже мировые СМИ писали, что две такие собаки погибли во время военных операций в Ираке. Тора и Скотти были убиты в 2008 году, в то время, когда британские силы вели успешную кампанию по уничтожению отрядов «Аль-Каиды» в Багдаде. В память о животных установлен мемориал в штаб-квартире SAS в Херефорде.

Защитники прав животных возмущены использованием собак в операциях британского спецназа в Афганистане. Представители движения People for the Ethical Treatment of Animals (Peta) заявляют: «Собаки - это не инструменты и не «инновации», они не наша собственность, чтобы использовать их, а потом выбрасывать, как гильзы». Наверное, они правы. А вы как думаете?

Хвостатый десант. О парашютах, собаках-диверсантах и современных военных операциях

Солдат Майк Форсайт с собакой Карой из подразделения K9 Storm побили мировой рекорд в номинации «прыжок человека с собакой с парашютом с самой большой высоты»: они прыгнулис 9174 метров.

Центр специального назначения

История появления собак в российской «Альфе» началась в 1988 году, когда в центральном подразделении, а затем и в каждом региональном отделении была организована такая служба. В 1998 году группа кинологов была преобразована в отделение кинологического обеспечения ЦСН ФСБ России. С этого момента и по настоящее время сотрудники отделения выполняют задачи по кинологическому обеспечению боевых операций, проводимых Центром. В настоящее время подразделение кинологов входит в состав службы Центра специального назначения.

Наиболее универсальными собаками для этих целей являются немецкие овчарки. Собаки предназначены для борьбы с террористами, они проходят сложный отбор на психологическую устойчивость, должны иметь отличную физическую форму, уметь преодолевать те же препятствия, что и бойцы группы антитеррора, прыгать с парашютом, спускаться с борта зависшего вертолета и многое другое. Методику подготовки таких собак создавали с чистого листа. Внимательно изучали зарубежный опыт американского отряда «Дельта», немецкой группы GSG-9, австрийской «Кобры» и английского 22-го полка САС.

Интересен опыт обучения собак-десантников в Ставрополе. Среди питомника служебных собак воспитанников – свои любимцы. Аська – самая смелая собака-спасатель, настоящий экстремал. Перед полетом ведет себя достойно, не лает и не скулит. Дает понять, что нытикам здесь не место. Впрочем, у каждой собаки свои заслуги. Одни ныряют в глубину на полтора метра и достают оттуда предметы, другие – Мотя с Фросей, искали людей в Кармадонском ущелье, а на Чегете – погребенных под лавиной сноубордистов.

Лилия ВИШНЕВСКАЯ

Прочитано 699 раз
Лилия Вишневская

Эл. почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

 

Статистика



Просмотреть полную статистику

ЖУРНАЛЫ

 

Top
Если нашли ошибку, выделяете её мышкой и нажимаете сочетание CTRL+ENTER