Архив журналов





В

конце Второй мировой войны английский танкер «Барбара» следовал из Нового Орлеана в Ливерпуль через Атлантику. В районе плавания весьма вероятны были нападения немецких подводных лодок, поэтому на танкере велось тщательное наблюдение за морем. Около 14 часов дня впередсмотрящий матрос отчаянно закричал: «Торпеда! С левого борта торпеда!»…

Вахтенный штурман, увидев чуть позади траверза на темно-синих волнах прямой, как стрела, след, приказал рулевому положить руль «право на борт» и дал сигнал боевой тревоги. Матрос изо всех сил завертел штурвал, и когда танкер ушел вправо, штурман, бросив взгляд на пенистый след, уже знал, что торпеда пройдет мимо по корме. Но та внезапно отвернула влево и, описав плавную дугу, снова понеслась к «Барбаре». Штурману показалось, что скорость ее увеличилась. В синей воде почти у самой поверхности он ясно увидел отливающее сталью продолговатое тело торпеды. «Все кончено, — пронеслось в мозгу, — еще мгновенье — и взрыв, вспышка, вода хлынет в пробоину…» Все, кто в это время находился на мостике, почувствовали, что корпус танкера потряс глухой удар.

ZOO•БИЗНЕС №5/2014

 

Когда застопорили машину и судно остановилось, по левому борту, чуть позади ходового мостика, в воде увидели белый бурун. Огромных размеров рыбина со страшной силой била по воде серповидным хвостом. Эта была гигантская меч-рыба. Пробив своим мечом стальную обшивку, она застряла в ней и теперь пыталась освободиться. Вскоре ей это удалось, она стремительно бросилась в сторону и, описав дугу, опять ринулась на судно. На этот раз она пробила борт ближе к носу судна, но освободиться уже не смогла. Моряки изловчились и накинули на ее хвост петлю из стального троса, и, пока рыбина билась у поверхности, капитан дважды выстрелил из своего кольта ей в голову.

Когда «рыбу-торпеду» поднимали на борт, меч обломился и остался торчать из пробоины. Потом подняли и его. Общая длина «торпеды» оказалась 6 м 82 см, а вес — 660 кг.

Из истории известны многочисленные случаи нападения меч-рыбы на судна: в декабре 1982 г. перуанское рыболовное судно «Сан-Иларион», промышлявшее в 30 милях от порта Пакасмайо, подверглось нападению крупной меч-рыбы, попавшей в сети. Трехметровая рыба изорвала сети, а затем нанесла своим мечом несколько ударов в борт судна, сделав пробоины, через которые хлынула вода. Экипаж вынужден был заняться спасением тонущего судна.

Сила удара меч-рыбы чрезвычайно велика. Своим мечом она легко пробивает стальную обшивку торговых и даже военных кораблей. По расчетам академика

А. Н. Крылова, «сила удара средней меч-рыбы на площади кончика меча равна 15-кратной силе удара самой тяжелой двуручной кувалды». В 1956 г. в 600 милях к юго-западу от Ливерпуля меч-рыба напала на английский эсминец «Леопард» и в трех местах пробила его стальную обшивку. Вода стала поступать в машинное отделение, отключились водяные насосы, и командир ко-рабля вынужден был подать сигнал SOS. С патрульного самолета в воду спрыгнули парашютисты-водолазы, которые завели пластырь и тем самым предотвратили потопление боевого корабля.

О силе удара живой «торпеды» свидетельствует экспонат, хранящийся в морском музее в Кенсингтоне (Англия). Он представляет собой выпиленный кусок борта парусного судна начала прошлого века. Медный лист, двухслойная сосновая обшивка и дубовый шпангоут толщиной 560 мм — все это как бы нанизано на меч рыбы, кончик которого торчит из внутренней части шпангоута. Меч-рыба развивает скорость около 130 км/ч, в то время как скорость акул и дельфинов не превышает 50 км/ч.

Морякам не раз приходилось видеть «танец смерти» меч-рыбы. Ворвавшись в косяк макрели или скумбрии, она выскакивает из воды на высоту нескольких метров, а затем, падая плашмя, глушит рыбу. Сделав несколько таких прыжков, меч-рыба уходит под воду и начинает наносить молниеносные удары своим мечом влево и вправо, а потом глотает свои оглушенные и раненые жертвы.

Меч-рыба совершенно бесстрашна и нападает на китов и акул, защищая свое место обитания. Видимо, защищая свой район обитания, меч-рыба и нападает на суда. Так, в 1948 г. огромная меч-рыба атаковала американскую шхуну «Элизабет» в районе порта Бостон. Разогнавшись, «торпеда» с огромной скоростью ударила в носовую часть судна, загнав в борт свой меч до самых глаз. Выдернув его, она больше атаки не возобновляла. Когда «Элизабет» пришла в Бостон и стала в док, выяснилось, что доски обшивки были не только пробиты, но и сломаны в результате удара. В 1967 г. меч-рыба напала на научно-исследовательскую лодку «Элвин». 6 июля лодка погрузилась на глубину около 600 м, имея экипаж из 3 человек. Во время подводных исследований экипаж заметил на дне большой продолговатый камень. Когда лодка приблизилась к нему, он ожил и оказался меч-рыбой. Описав дугу, огромная рыбина ударила своим мечом в борт лодки с такой силой, что ее меч на 80 см вошел в корпус между отсеками. Пытаясь вытащить меч, рыба обломила его. Лодке пришлось совершить аварийное всплытие, а затем ремонтироваться в доке.

В перечне страховых рисков, от которых может быть застраховано морское судно в страховой корпорации Ллойда, есть целый ряд «экзотических» рисков: повреждение судна и/или груза их гибель от меч-рыбы. Страхование судов от повреждений меч-рыбой Ллойд стал практиковать еще в середине прошлого века. Начало было положено в 1856 г., когда капитан американского клипера «Дредноут» — одного из самых быстроходных парусных судов своего времени — предъявил «Ллойду» требование о возмещении убытка за порчу застрахованного груза — 200 т чая. Капитан и свидетели из экипажа утверждали, что на переходе из Цейлона в Лондон на судно напала меч-рыба, пробившая медный лист обшивки и сосновую доску толщиной 8 см. В результате образовалось отверстие через которое в трюм попала вода и подмочила ценный груз – чай.

Сначала агенты «Ллойда» наотрез отказались выплатить американцу страховое возмещение, сославшись на своих экспертов. Поскольку капитан «Дредноута» стоял на своем, дело рассматривал арбитражный суд, эксперты которого, тщательно осмотрев судно в доке, пришли к единодушному мнению: ровное и почти круглое отверстие в борту сделано рыбой-меч. Страховщикам пришлось выплатить возмещение за порчу груза. С этого времени «Ллойд» ввел в свои страховые полисы еще один вид страхового риска.

Анатолий ЗОЛОЗОВ

 

Прочитано 282 раз
Анатолий Золозов

Эл. почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Последнее от Анатолий Золозов

Оставить комментарий

 

Украина
04080 Киев
ул. Тульчинская, 9-Б
Главный редактор : Сергей Чижиков

https://twitter.com/zoo_sv

Статистика



Просмотреть полную статистику

Журналы

Top
Если нашли ошибку, выделяете её мышкой и нажимаете сочетание CTRL+ENTER