Архив журналов






Тут можно даже больше – ничего не говорить и ничего не писать... Сегодня наверняка нет ни одного взрослого, который не помнил бы рисунки Сутеева: листая свои первые книжки или усаживаясь на кухне для просмотра диафильмов – было у нас в советские времена такое домашнее кино – мы окунались в мир сказки.  И уж сегодня наверняка нет ребенка, который бы не смотрел нарисованные им мультики. Книги Сутеева – такая же неотъемлемая часть нашего детства, как рассказы Носова. Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией, в которые Сутеев много привнес из мультипликации: его динамичные рисунки похожи на кадры мультфильмов, персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике. А еще в книгах Сутеева всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины.

Н

а протяжении всей нашей жизни мы сталкиваемся со сказками и мультфильмами. Сначала это происходит в детстве, затем мы читаем и показываем их своим детям, а потом и внукам. Хорошая детская книжка – незаменимая вещь в воспитании ребенка, она является тем помощником, без которого невозможно научить ребенка мыслить, фантазировать, читать.

ZOO•БИЗНЕС №6/2014

 

  • Мир сказок Владимира Сутеева
  • Гениальный художник и мультипликатор
  • И, конечно, о любви...

Мультфильмы также участвуют в этом процессе, и также делятся на те, которые дети любят, и те, которые непонятно зачем рисовали.

5 июля 1903 года родился человек, чье творчество вольно или невольно знают в каждой семье: Владимир Григорьевич Сутеев, замечательный русский советский художник-иллюстратор, автор множества текстов, к которым он сам рисовал картинки. Его книги в советские времена издавались миллионными тиражами. И тут же исчезали с прилавков. Купить ребенку книжку-сказку Сутеева считалось огромной удачей для пап и мам того времени.

Мир сказок Владимира Сутеева

Была у меня в детстве одна любимая книжка – очень старая, потрепанная, без половины обложки и нескольких первых страничек. Ее мне подарила уже взрослая соседская девчонка Люда вместе с кучей других детских книжек. «Как же она называется?» – спросила я у дедушки, разглядывая огромного яркого Петуха. На что он мне ответил: «Сказки Сутеева». Так я книжку и называла. С этой книжкой, заклеенной скотчем, с пожелтевшими страницами, росли и учились по ней читать мои дети...

Как известно, для самых маленьких читателей труднее всего писать. Изредка кто из них назовет создателя «Буратино» либо «Карлсона» – это уже для деток постарше. Поэтому по пальцам можно пересчитать тех, кого знают малыши – Агния Барто, Корней Чуковский. И, пожалуй, Владимир Сутеев. Те же, кто его сказки по каким-то причинам не читал, уж точно смотрели нарисованные им мультфильмы: о Снеговике-почтовике либо Палочке-выручалочке – «через-все-скакалочке, из-беды-вытягалочке, по-врагу-ударялочке». Однако мало кто знает, что начинал свою творческую карьеру Владимир Сутеев вовсе не с книг, а... с мультипликации. И происходило это в те годы, когда отечественное анимированное искусство только формировалось, делало первые шаги. Родился Владимир Григорьевич Сутеев в Москве. Отец его, Григорий Осипович, был известным врачом, а заодно увлекался искусством – даже оставил небольшую книгу воспоминаний о своем друге, величайшем российском скульпторе Степане Дмитриевиче Эрьзе. Сохранился и написанный Эрьзей портрет юного Владимира Сутеева. А еще в свободное время Григорий Осипович рисовал, да так замечательно, что посмотреть работы художника-любителя приезжали со всего Подмосковья. На этой любви к искусству выросли его дети. «Когда мы прибегали к папе со своими картинами, он нам ставил оценки по пятибалльной системе – и двойки, и единицы, и пятерки с плюсами и минусами. Мы с братом очень беспокоились…». Такая «учеба» не прошла даром – уже в 14 лет Владимир подрабатывал, рисуя диаграммы для различных выставок, оформляя дипломы победителям спортивных соревнований. После окончания школы (поступал-то он, конечно, в 11-ю московскую мужскую гимназию, но в советское время гимназии упразднили, заменив их школами) Сутеев все же решил, что техническая профессия перспективней, чем деятельность свободного художника, и подал документы на инженерно-строительный факультет Баумановского училища. А через два года передумал. Для его таланта художника нашлась более многообещающая область. Сутеев окончил художественный факультет Гостехникума кинематографии и с головой окунулся в мультипликацию. Потом он начал работать художником-иллюстратором в журналах «Дружные ребята», «Мурзилка», «Пионер». Публиковался в газете «Пионерская правда». 

После учебы он устроился работать на кинофабрику «Межрабпромфильм». В 1925 году как художник дебютирует в первом русском рисованном мультфильме «Китай в огне». Через пять лет была создана киностудия «Союзмультфильм», и Владимир Сутеев стал одним из основных режиссеров-мультипликаторов новой студии. В 1931-м уже в качестве режиссера ставит первый русский звуковой мультфильм «Улица поперек», а в 1935-м становится постоянным работником студии «Союзмультфильм». 22 июня 1941 года он представляет в комитете кинематографии свою экранизацию «Мухи-Цокотухи», а через два дня отправляется на Юго-Западный фронт оператором военной хроники. В годы Великой Отечественной войны фронтовые кинооператоры запечатлевали на пленке бессмертный подвиг советского народа. Они сохранили для будущих поколений неповторимый образ нашей победы. Их было сто пятьдесят человек. Сорок из них осталось лежать на полях сражений. Спустя два года, в 1943 году Сутеева отзывают с фронта на «Воентехфильм», где он ставит учебные киноленты. Кадры из этих кинофильмов войдут в учебники Суворовского училища по истории, стратегии и тактике военного дела.

После Победы художник возвращается на студию «Союзмультфильм», но спустя три года неожиданно для всех переходит на работу в издательство «Детгиз». Новая должность была ему не в новинку – еще с 1923 года он иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Михалкова. А еще зарубежных авторов: Лилиан Муур – «Крошка-енот и тот, кто сидит в пруду», Альфа Прейсена – «Про козленка, который умел считать до десяти», Энид Блайтон – «Знаменитый утенок Тим»... Это по его рисункам мы узнали, как выглядит Чипполино и остальные герои знаменитой книги Джанни Родари. А вспомните коробочки с мармеладными дольками! На них были изображены солдаты-Лимончики во главе с принцем Лимоном – такими, как их представил талантливый художник.

В 1952 году вышла в свет первая книжка Владимира Сутеева «Две сказки про карандаш и краски», получившая одобрение самого Корнея Чуковского! За ней последовали другие книги. Их отличали простота изложения, остроумный сюжет и неизменно доброе отношение писателя к собственным персонажам. Даже медведь в его сказках совсем не страшный и ни капельки не злой. Автору удавалось легко и весело объяснять маленьким читателям, «что такое хорошо и что такое плохо». Понятно, что Владимир Сутеев не только придумывал, но и оформлял свои сказки. Его динамичные рисунки на каждой странице помогали малышам понять сюжет и делали книжку еще более увлекательной. А ее запоминающиеся персонажи быстро становились образцами для создания новых игрушек. Полюбившиеся иллюстрации использовались и при оформлении детских учреждений: их можно было увидеть на полотенцах, носовых платках и прочих детских вещах.

Но одним только рисованием дело не ограничилось. Опыт сценариста и режиссера вскоре опять проявился – причем в достаточно уникальной форме. Сутеев стал придумывать свои собственные сказки. И не просто придумывать, а, полностью иллюстрировать. Он на самом деле сделал некоторый промежуточный жанр – «книжку-картинку» – соединив динамику и информативную образность мультипликации с поясняющим и оформляющим сюжет текстом.

На данный момент многие пишут, что Сутеев отрисовывал «первые русские комиксы». Звучит это примечательно, но не совсем корректно. Все-таки в комиксах набросок первичен, он всегда главенствует над текстом, если текст вообще есть. Кстати, подобие комиксов Сутеев тоже отрисовывал – к примеру, в книгах о щенке Пифе, который жил семье французского пролетария, состоящей из дяди Цезаря, тети Агаты и их сынишки Дуду. Пиф появился в 1945 году в газете французских коммунистов «Юманите», его придумал и создал французский художник Хосе Арналь. С этого времени Пиф покорил весь мир. В 1960-70-х годах в Москве, в книжном магазине на улице Веснина, в отделе зарубежных изданий можно было приобрести как новые номера журнала «Пиф», так и различные альбомы и даже карманные издания его приключений. Кроме того, в СССР этот персонаж снискал большую популярность благодаря публиковавшимся с конца 1950-х годов пересказам. А новые, успешно соперничающие с оригиналом иллюстрации, выполнил Владимир Сутеев...

Но вернемся к нашему рассказу. Сказки Сутеева рождались конкретно в тесной связи текста и рисунка. Конечно, текст был очень лаконичен и прост, он занимал гораздо меньше места, чем картинки. Но в отличие от комиксов, тексты сказок Сутеева можно прочитать и раздельно – свою цельность они от этого не растеряют. Всего в нескольких десятках предложений автор и художник умел полностью построить сюжет, показать характер героев и подчеркнуть мораль мини-сказки. Персонажи его историй активно общаются друг с другом и активно действуют. Даже в самом коротком сюжете происходят какие-то, часто неожиданные, превращения. Как в настоящей сказке. Вот три разноцветных котенка прямо на глазах у читателя одновременно становятся белыми, черными, а затем серыми. Вот умные зверята приспосабливают «разные колеса». Или герои занимаются исследованиями – кто же все-таки сказал «мяу»?

Да, сказки Сутеева можно читать и без картинок. Но «можно» не означает «нужно». Лишившись иллюстраций, эти сказки в прямом и переносном смысле несколько меркнут. Почему? А потому что зачастую они представляют собой маленькие загадки, где намеки на разгадку «прячутся» не в тексте, а именно в картинах. К примеру, внимательный ребенок с удовольствием увидит на рисунках «Кто сказал «мяу»?» Котенка, прячущего котлетку, и посмеется над озадаченным Щенком. Герои другой сказки недоумевают: как это под небольшим грибом может укрыться столько народу? Зато читателю отлично видно, что, в отличие от сказочного Теремка, гриб под дождем ежеминутно – точнее ежестранично! – растет, предоставляя место все новым и новым беженцам. В третьей – хитрущий Карандаш рисует Мышонку вроде бы сыр и сосиски, но мы уже осознаем, что в конечном итоге из их получится не кто иной, как Кошка.

Надо отетить, что сам процесс рисования и раскрашивания часто и составляет сущность сказки – будь-то история про тусклого Петуха, разноцветных Котят либо капризную Кошку. С этих историй и началась писательская карьера Владимира Сутеева. Свою первую «книжку-картинку» – «Две сказки про Карандаш и Краски» – он выпустил в 1952 году. А в 1966 году большая часть написанных Сутеевым сказок были собраны в книгу «Сказки и картинки», с того времени вошедшую в классику детской литературы.Коллеги Сутеева отмечали, что отрисовывал он без особенных творческих мук – просто и стремительно. В этом ему помогали обе руки. Как любил говорить Владимир Григорьевич: «…сообщу собственный «производственный» секрет: я пишу правой рукою, а рисую – левой, и правая рука отлично знает, что делает левая».

В последние десятилетия сказки Владимира Сутеева являются первыми сказками в жизни если не всех, то очень многих наших детей. Другие писатели – прославленные и великие, приходят к нам потом, по мере взросления, но все равно сутеевские сказки остаются с нами навсегда. Впрочем, наверное, напрасно я делаю упор только на наших читателей. Сегодня остроумные, веселые добрые книжки Владимира Григорьевича Сутеева переведены на 36 языков и издаются в Норвегии, Франции, США, Мексике, Чехии, Словакии, Японии… И еще долгие-долгие годы они будут переиздаваться, и их популярность не ослабеет. Ведь творчество Сутеева обращено к самым маленьким читателям-зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело. Сказки Сутеева учат взаимовыручке, доброте, благородству – всему тому, что так необходимо ребенку.

Гениальный художник и мультипликатор

Владимир Григорьевич Сутеев был мастером коротких рассказов, которые, несмотря на малый объем, были наполнены радостью и добротой больше, чем иные толстенные фолианты. А мультфильмы по его сюжетам книг выгодно отличались своими невероятными красками и светом, неся все те же добрые начинания.

Всем известно о его мастерстве изображения животных, теплоте, душевности, трогательности образов. Выдающийся советский художник-мультипликатор и сценарист Евгений Мигунов, создатель таких замечательных мультиков как «Когда зажигаются елки», «Веселый огород», «Краденое солнце», вспоминал: «Владимир Григорьевич подошел к маленькому столику, взял лист полуватмана, присел и начал отрисовывать, кадрик за кадриком, раскадровку. Я посиживал разинув рот и смотрел за его быстрым и легким методом работать. Набросав очень схематично, но уверенно композицию и персонажи (точка, точка, запятая), и собственной «окаянной» левой рукою, непосредственно и не задумываясь, подкрашивал акварелькой кадрик, после этого переходил к последующему эпизоду...».

Приемы художника – только средство достигнуть определенного результата. Отрисовывал Сутеев для малышей, и итог на лицо – интересный оживленный сюжет, ничего излишнего, калоритные и теплые краски. Зверьки у Сутеева очеловечены роскошно, без отрыва от реальной натуры. До сего времени помню и понурую бабочку под дождем, и недоуменного щенка, и жутковатых лису и волка. В общем, о мультипликации Владимир Григорьевич тоже не забывал. По его сценариям снято много мультфильмов, среди которых самую большую популярность имели связанные общими героями «Мешок Яблок» и «Дед Мороз и Серый Волк». Помните – «Четыре сыночка и лапочка-дочка», «Кто куды, а мы к зайцам», «Тревога-тревога! Волк унес зайчат»? Нужно сказать, что к тому времени Сутеев писал конкретно сценарии, а режиссурой и фактически анимацией не занимался. Недаром вид персонажей в «Мешке Яблок» в мультике приметно отличается от книжного варианта самого создателя.

И, конечно, о любви...

В 1947 г. на киностудии «Союзмультфильм» Сутеев познакомился с Татьяной Александровной Таранович. Женщина была на 13 лет моложе его, замужем, имела дочь... Владимир Григорьевич влюбился в нее без памяти и на всю жизнь. Говорят даже, будто писать сказки для детей он начал под воздействием этого светлого чувства.

Сам Сутеев к тому времени был в разводе – жена ушла от него сразу после возвращения Владимира Григорьевича с фронта. Чтобы не разбивать семью Таранович, Сутеев поспешно женился второй раз — на своей бывшей однокласснице Соне. С Софьей Ивановной они прожил в согласии до ее смерти в 1982 году. К тому времени Татьяна Александровна уже 8 лет как была вдовой. В 1983-м они наконец-то поженились – 80-летний Сутеев и 67-летняя Таранович. Почти 10 лет были они по-настоящему счастливы. Под конец жизни писатель ослеп. Владимир Григорьевич Сутеев скончался 10 марта 1993 года за четыре месяца до своего 90-летнего юбилея.

Творчество этого всесторонне одаренного человека можно и нужно считать нашим национальным достоянием, которым мы вправе гордиться ничуть не меньше, чем гордятся американцы шедеврами Уолта Диснея. Ведь на сказках и мультфильмах Сутеева выросло не одно поколение. И они до сих пор радуют как читателей, так и зрителей. Раньше с родителями, а теперь уже с собственными детьми мы смеемся над непостоянством медведя из сказки «Дядя Миша», восхищаемся смекалкой Ежа («Палочка-выручалочка»), волнуемся, успеет ли Снеговик доставить письмо Деду Морозу («Елка»), с улыбкой следим за приключениями заботливого отца многодетного заячьего семейства («Мешок яблок»). И даже известные народные сказки, такие как «Терем-теремок», в пересказе Сутеева и в сопровождении его точных красочных рисунков становятся интереснее и содержательнее.

К сожалению, вклад этого человека в развитие нашей детской литературы оценен недостаточно. Правда, в 1965 году ему присвоили звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», но этим и ограничились. Даже спустя 21 год после его смерти мемориальная доска на московском доме, где жил художник, так и не появилась. Что уж говорить об установке памятника или хотя бы бюста. А как было бы здорово создать детский парк, оформленный по иллюстрациям Сутеева и наполненный его замечательными персонажами! Получился бы маленький мир доброго и любимого всеми нами гениального сказочника.

Лилия ВИШНЕВСКАЯ

Прочитано 643 раз
Лилия Вишневская

Эл. почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

 

Украина
04080 Киев
ул. Тульчинская, 9-Б
Главный редактор : Сергей Чижиков

https://twitter.com/zoo_sv

Статистика



Просмотреть полную статистику

Журналы

Top
Если нашли ошибку, выделяете её мышкой и нажимаете сочетание CTRL+ENTER