Афіша У К Р А Ї Н И

Дніпро

Barry sisters...

24 января 2019


Київ

PLACIDO DOMINGO

13 февраля 2019


Харків

Ирина Билык

14 февраля 2019


Харків

Start New Season 2019 - День студента

26 января 2019


Кропивницький

Сергей Бабкин

22 января 2019


Харків

Спектакль "Анна Каренина"

22 января 2019


Архив журналов







Ровно 45 лет назад на экраны Советского Союза вышел абсолютно нетипичный для того времени мультфильм – «Бременские музыканты». Этот мультик так поразил зрителей, что впоследствии с легкой руки музыканта Ростислава Бойко получил название «глоток свободы для детей». Однако смелая история четырех музыкантов а-ля «Битлз», которые во главе с Трубадуром колесили по всему королевству, стала этим самым «глотком свободы» не столько для детей, сколько для взрослых. Авторы мультфильма не знали, как сделать мультик-мюзикл для детей, но очень хотели, чтобы зритель «пел мультфильм». Это оказалось правильным решением – мы до сих пор помним и любим песни оттуда. И с удовольствием показываем «Бременских» уже собственным детям.

«Мюзикл с нуля»

К

ак часто бывает в таких случаях, многое пришлось создавать «с нуля» и решать возникающие проблемы с помощью смекалки и ловкости. 

ZOO•БИЗНЕС №8/2014

 

  • «Мюзикл с нуля»
  • Музыкальные шедевры
  • Как рисовали Трубадура и компанию
  • Не мультфильм, а сплошная крамола!
  • Любимцы публики!

По словам поэта Юрия Энтина, который сочинил стихи ко всем песням, звучащим в «Бременских музыкантах», идея создать «мульт-мюзикл» пришла создателям внезапно и совершенно спонтанно: «На дворе стояли 1960-е, заграничным миром правили хиппи, даже у нас витал какой-то нереальный запах свободы.

А еще мы были очень молоды, и нам отчаянно хотелось сделать что-нибудь разэдакое...» – вспоминает Юрий Сергеевич. Постепенно канва начала вырисовываться. Основой для музыкального мультипликационного фильма лучше всего было взять простую и хорошо знакомую сказку, чтобы сюжет был понятен из действий героев. И вместо повествований все силы направить на создание музыкальных образов героев. Да, но попробуйте найти такую, которую еще никто не экранизировал! Василий Ливанов в своей книге «Белая ворона» рассказывает, как трое друзей – Гладков, Энтин и Ливанов – ни с того ни с сего, развлекаясь, придумали музыкальный сценарий: «Вот так со сценарием в портфеле мы отправились на нашу любимую киностудию «Союзмультфильм».

Никто сегодня не помнит, у кого именно возникла мысль сделать мультипликационный мюзикл по сказке братьев Гримм «Бременские музыканты» – она была не лучшей из сборника знаменитых сказочников. По сюжету, Пса, Кота, Осла и Петуха хозяева прогнали со двора за ненадобностью. Бедолаги вынуждены скитаться по дорогам и вскоре становятся бродячими музыкантами. Так и путешествует из одного города в другой. Однажды на одном из выступлений скучается скандал и Глупый Король выдворяет веселую компанию из города. В лесу бродячие артисты натыкаются на хижину разбойников. Удалая компания выгоняет конкурентов из избушки и поселяется там сама. На этом, собственно, и кончается история братьев Гримм... Безусловно, эпизод с разбойниками украшает сказку, делая ее действие разнообразнее. Но последующую драматургию надо было придумывать заново, чтобы он стал интересным, динамичным и укладывался в рамки мюзикла...

Итак, в наличии имеются Пес, Кот, Осел и Петух – бродячие музыканты. Режиссер мульт-фильма Инесса Ковалевская рассказывает: «Когда я прочитала сценарий о четырех зверях, которые бродят по миру, встречают разбойников, пугают их, а затем поселяются в их домике, я пришла в ужас. Зато такой бред еще не экранизировали. Но я решила – берусь! Только капельку переделаю…» К переделке основательно приложил руку Василий Ливанов, как автор сценария – именно он предложил сделать худруком самодеятельного «животного» ансамбля Юношу – Трубадура. А композитора Геннадия Гладкова вдруг осенило: «В сказке должна быть любовь!» И в мультфильме появилась Прекрасная Принцесса. Ну, а какая же Принцесса да без Короля с его роскошным дворцом, толпой Придворных, Свитой и Охраной? Так постепенно родились все персонажи этой истории. Когда уже готовый сценарий показали руководству «Союзмульт-фильма», ничего из ряда вон выходящего оно не заметило, и мюзикл с ярко выраженным «хипповским» сюжетом пошел в работу.

Любимые мультфильмы

30 августа исполняется 82 года художнику-постановщику Максу Соломоновичу Жеребчевскому, создавшему незабываемые образы для мультфильмов «Рикки-Тикки-Тави», «Бременские музыканты», «Синяя птица» и др. Его отец был соратником Щорса, мать – ученицей Рахманинова, а сам Жеребчевский стал замечательным художником-мультипликатором во многом по случайности. Или это была судьба?

Музыкальные шедевры

Пока сказка складывалась, композитор Геннадий Гладков писал к ней музыку. Куплеты сразу понравились не только группе, работающей над фильмом – их запели и другие студийцы. «Союзмультфильм» не располагал необходимыми возможностями, чтобы записать музыку так, как ее задумал композитор. Долго договаривались со студией граммзаписи «Мелодия». Запись назначили на ночь – другого свободного времени просто не нашлось. Играть должен был небольшой оркестр, в состав, которого входили в основном молодые музыканты. Дирижировать ими взялся сам Геннадий Гладков.

Дошла очередь и до певцов-исполнителей. Голосом Трубадура, по планам создателей мультфильма, стал Олег Анофриев. Озвучивать Принцессу предложили солистке популярного в те годы квартета «Аккорда» – Зое Харабадзе, а петь за Атаманшу должен был Зиновий Гердт. Но в назначенное время в студии звукозаписи появился лишь Олег Анофриев и то, чтобы предупредить операторов, что он заболел и не может записываться. Чуть позже дозвонился Зиновий Гердт и попросил перенести запись, так как ночью он не может работать. А Зоя Харабадзе вообще исчезла их поля зрения съемочной группы. Режиссер не могла переносить озвучивание мультика, сроки сдачи уже «горели». Среди ночи удалось дозвониться певице Эльмире Жерздевой и певцу Анатолию Горохову... Приехали! А еще Ковалевская уговорила Анофриева петь несколько партий: выяснилось, что Олег – неплохой имитатор. Олег Андреевич рассказывает: «Я сперва посопротивлялся, но мне и самому вдруг стало интересно: смогу ли я один озвучить сразу всех героев. Мы попробовали, и я настолько вошел во вкус, что хотел спеть даже за Принцессу! Жаль, авторы не дали. А когда под утро я измерил температуру, градусник показал 36,6. Вот она, великая сила искусства!»

Звукорежиссер записывал певца на отдельные дорожки, потом соединял все вместе, прибавляя сочный бас Анатолия Горохова. «Бо-о-ольшой секрет!» – спел за Короля слабеньким тенорочком Геннадий Гладков. Добрались до куплетов настоящих разбойников и опять тупик... Во главе банды должна быть женщина – Атаманша. Лирическое сопрано Эльмиры Жерздевой никак для этого не подходило. И тогда Олег Анофриев предложил спеть за Атаманшу! Все оторопели. Но он настаивал, потом спросил, кого из актрис нужно «видеть» в роли Атаманши? – Скорее всего, Фаину Раневскую! – Отлично! Попробую «под Раневскую»! – заявил Анофриев и пошел к микрофону. Запись благополучно закончилась. Все с облегчением вздохнули. Как говорится, нет худа без добра! Из студии граммзаписи разъезжались под утро. Еще не проснувшаяся Москва с чистыми улицами и редкими машинами казалась прекрасной, жизнь – удивительной и совершенно счастливой...

Как рисовали Трубадура и компанию

Итак, герои получили голоса. Осталось самое сложное – придумать их облик. В черновом варианте все герои мультфильма выглядели более чем прилично. Принцесса в пышных кружевах, Трубадур в шутовском колпаке, Звери с музыкальными инструментами, вычурные дворцовые палаты. Но вскоре витавший в воздухе в те годы «дух хиппи» сделал свое дело, и облики главных героев претерпели значительные изменения. Инесса Ковалевская вспоминает: «Листая заграничные журналы в закрытой библиотеке Госкино, я увидела блондина с прической под «Битлз» и джинсах-клеш. И там же – девочку в ультракоротком красном платьице. Они настолько потрясли мое воображение, что через несколько дней я чуть ли не в ультимативной форме заявила нашему художнику: «Вот какими должны быть Трубадур и Принцесса!» К счастью, он радостно меня поддержал». Кстати, Прекрасная Принцесса имеет свой, вполне реальный прототип. Ее рисовали с супруги Юрия Энтина. Как рассказывает сам поэт: «То самое красное платье, которое вы видите в мультфильме, я ей купил за сорок рублей, в нем она и была на свадьбе. А Гладков и Ливанов были нашими свидетелями».

В новом виде предстали и остальные музыканты. Даже повозка стала чемоданом на колесах. Король, охрана и придворные трудностей не составили, но вот разбойники... Художники-мультипликаторы долго ломали голову над их образами. Ну никак не могли подобрать достойных персонажей! Ведь, по их глубокому убеждению, хотя мультипликационные разбойники – персонажи достаточно распространенные, но нужны особенные, ни на кого не похожие! Их рисовали и косыми, и хромыми, и рыжими и одноглазыми – все не то. В один прекрасный день, а он был, безусловно, самым прекрасным, редактор студии Наталья Абрамова принесла красочный календарь с изображением знаменитой кино-троицы: Вицин, Моргунов и Никулин. С того самого момента «судьба» разбойников была решена. А уж потом и Атаманшу сделали под стать всем остальным.

Отвлекаясь от темы, расскажем забавный случай, связанный с разбойничьим эпизодом. После окончания фильма творческая группа режиссеров с новыми картинами поехала в Казань: «Бременские музыканты», «Шпионские страсти», «Чебурашка» и др. Прием был прекрасный. Сопровождал группу очень серьезный и неразговорчивый чиновник из проката. После небольшого выступления зрители смотрели программу, а группа за кулисами усаживались за стол, прислушиваясь краем уха к реакции зала. И каждый раз, как только дело доходило до сцены с разбойниками, «серьезный чиновник» смущенно извинялся, вылезал из-за стола и отправлялся в зрительный зал посмотреть любимый эпизод. Затем с широкой улыбкой возвращался к столу. Этот эпизод впечатлил не только государственного человека. «Ох, рано встает охрана!»… Зритель тоже увидел, услышал, запомнил и оценил!

Любимые мультфильмы

Сказка «Бременские музыканты» братьев Гримм очень популярна в Германии. Ее знает каждый житель этой страны, от мала до велика, а бродячие музыканты приобрели имя нарицательное и стали символом города Бремен. В 1951 году скульптор Герхард Маркс создал памятник Бременским музыкантам, который был впоследствии установлен на центральной площади Бремена. Памятник состоит из 4 бронзовых скульптур - главных героев сказки: осла, собаки, кота и петуха, которые образуют пирамиду, стоя друг на друге. Несмотря на то что в Бремене есть и другие, очень значимые, достопримечательности, именно памятник Бременским музыкантам является символом этого города.

Не мультфильм, а сплошная крамола!

Мульт приняли в Госкино, и даже по первой категории. Прошел закрытый показ в Большом зале дома Кино. Немногочисленные зрители шумно реагировали на ультрасовременные наряды героев, изумленно затихали, узнавая в разбойниках любимых киногероев, дружно и долго аплодировали после просмотра. Некоторые сразу напевали мелодии: «Ох, рано встает охрана». Успех был абсолютный! Но интрига еще не начиналась. Следующим этапом было обсуждение фильма в Союзе кинематографистов с привлечением кинокритиков, успешно пашущих на ниве мультипликации.

То, что было нового, интересного в фильме, вообще не обсуждалось. Зато возмущенные режиссеры старшего поколения в один голос восклицали: «Как можно показывать детям мультики, в которых поют: «Мы – разбойники, разбойники, разбойники. Пиф-паф – и вы покойники, покойники, покойники!». Яростно и убежденно говорили об испорченной сказке, а некоторые государственные деятели от искусства утверждали, что «Бременские музыканты» пагубно влияют на на советскую молодежь и даже приближают развал страны.

Юрий Энтин вспоминает: «Камни в наш огород швыряли все кому не лень. Помню, мы очень годы, и теперь я вспоминаю время нашей шальной молодости и бунтарства с нежностью».

В конце концов, как и следовало ожидать, творческий коллектив «Бременских музыкантов» обвинили в пропаганде «тлетворного влияния Запада» официально, и мультфильм, несмотря на всю свою популярность, не удостоился ни одной награды. Правда, где-то выше, очевидно в Госкино, фильм все-таки решили послать на фестиваль в Берлине. Были подготовлены оригинальные плакаты... Но в один день все отменилось...

За критикой подоспело и наказание. Режиссера Инессу Ковалевскую из-за «ужасного видеоряда и ярко проявленного непрофессионализма» даже не приняли в Союз кинематографистов. Пострадал от бунтарского духа «Бременских музыкантов» и Олег Анофриев. Дело в том, что вскоре после выхода мультфильма он был приглашен в Кремлевский дворец съездов – выступить в большом правительственном концерте. Песни из мюзикла не были включены в концертный репертуар. Но, войдя в образ, Анофриев исполнил партию Трубадура и, указывая рукой на правительственные трибуны, прямо со сцены пропел: «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы!». Чиновники оскорбились. В итоге следующие несколько лет Олег Анофриев нигде не записывался и не выступал. Гнев власть имущих был очень силен. Певца даже отстранили от озвучивания продолжения мультфильма – «По следам бременских музыкантов». Во второй части Трубадура озвучивал уже Муслим Магомаев.

Любимые мультфильмы

В мультфильме «Бременские музыканты» кинокритики узрели ряд намеков. Например, в Трубадуре усматривали Элвиса Пресли, а в этих четырех зверушках – битлов. В Принцессе видели намек на дочь генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева  Галину – она в то время имела скандальную известность из-за своего эксцентричного поведения и многочисленных романов. Ее первым мужем был артист цирка, акробат Евгений Милаев – на арене он держал на себе пирамиду из десятка людей. Когда цирк уехал, вместе с ним уехала и Галина. Вторым — иллюзионист Игорь Кио. Однако, как утверждает Геннадий Гладков, никаких «кукишей власти в кармане» они не показывали: «Сочиняли для себя – нам было интересно! Василий Ливанов, я, Юрий Энтин, затем к нам подключились Олег Анофриев, Виктор Бабочкин. Мы хохотали, дурачились, в полном восторге от того, что получалось. Это было нечто вроде нашего капустника для самих себя, в котором была легкость, открытость, добродушие. Для нас это была просто шутка, а все остальные говорили: вот это пародия на то-то, вот здесь намек на другое – все эти ваши «куда идет король, большой, большой секрет» или «ох, рано встает охрана»...

Любимцы публики!

Но мультфильм все-таки встретился со зрителем. В Москве, в районе площади Восстания, открылся кинотеатр мультипликационного фильма со странным названием «Баррикада». Премьера «Бременских музыкантов» состоялась здесь, и с тех пор фильм долго не сходил с репертуарной афиши кинотеатра. Со всех концов Москвы сюда потянулись толпы родителей с детьми всех возрастов. Билеты раскупались мгновенно, и достать их было трудно. Популярности способствовала и пластинка, выпущенная фирмой «Мелодия» почти одновременно с выходом фильма, получившая огромный тираж. Это, несомненно, радовало, если бы не одно маленькое обстоятельство. Для пластинки нужно было только добавить текст от автора, что и сделал Василий Ливанов. Получилась музыкальная сказка. Странно только, что эта работа делалась втайне. На красивом конверте пластинки была скромная аннотация, в которой говорилось, что по этой сказке сделан мультипликационный фильм.

Правда, многие киноведы уверены, что сначала Ливанов сделал пластинку, а потом появился фильм.
А через несколько лет после ошеломительного успеха «Бременских музыкантов» Ливанов, Энтин и Гладков предложили Ковалевской снять продолжение. Юрий Энтин вспоминает: «Сначала мы вообще не представляли, о чем писать, но потом меня осенило, что раз принцесса сбежала, то должен быть нанятый сыщик, которого король снарядил на поиски дочери. Я написал четыре строчки и решил прочитать их Ливанову и Гладкову. Они были настроены скептически и спросили: «Ну, что ты еще придумал?» Я сказал, что вторая серия начинается с того, что сидит король, нажимает на кнопку, появляется гениальный сыщик и звучит песня:

Я – гениальный сыщик, мне помощь не нужна,
Найду я даже прыщик на ж... у слона...

Любимые мультфильмы

Долгое время считалось, что инструментальное сопровождение песен бродячих музыкантов пародирует набиравший в то время популярность белорусский ВИА «Песняры». Действительно, поскольку в звучании инструментов и аранжировке композиций «Мы к вам заехали на час» и «Баюшки-баю» отчетливо слышны характерные для этой группы интонации. И только в 2010 году Юрий Энтин раскрыл секрет: инструментальные партии для мультфильма «По следам бременских музыкантов» изначально действительно были записаны ВИА «Песняры» с аранжировкой и вокалом Владимира Мулявина. Но в его исполнении была явно слышна национальная, белорусская суть, в то время как создателям мюзикла требовался «западный» вокал. Поэтому для партий этих песен был приглашен бывший солист ВИА «Веселые ребята» Леонид Бергер, исполнявший «Алешкину любовь», «Нет тебя прекрасней» и др. Однако ни в титрах мультфильма, ни на конверте грампластинки его фамилия указана не была, поскольку в тот момент певец подал документы на эмиграцию в Австралию. А согласно советской традиции, эмигранты считались предателями Родины, имена которых предаются забвению.

Они молчали с минуту, глядя на меня совершенно безумными глазами. А потом у нас всех просто началась истерика, и мы начали дико хохотать. И мы сочинили продолжение».

К сожалению, сценарий уже не вызывал былого энтузиазма. Это как продолжить любимую сказку о Золушке. Сам по себе неплохой сюжетный ход не имел яркого финала. Снова бегство из дворца, которое зритель уже видел, как и разбойников. Нужно искать новый ход! Ковалевская предложила остро-пародийного сыщика, у которого «нюх как у собаки, а глаз – как у орла», и согласилась поработать над сценарием, пока она будет занята в другой картине. Но немного погодя Инесса Алексеевна с удивлением узнала, что фильм уже находится в производстве. Что поделать? Это кинематограф со своей спецификой. «Надо просто перешагнуть через все и работать дальше», – рассудила Инесса Алексеевна.

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://zoobusiness.kiev.ua/animals-in-art/lyubimye-multfilmy.html#sigProIde237fb4076

Спустя много лет стало ясно, что анимационный мюзикл «Бременские музыканты» не только стал новым оригинальным явлением в советской мультипликации, но вызвал интерес у других режиссеров к перспективному жанру.

Лилия ВИШНЕВСКАЯ

Прочитано 989 раз
Другие материалы в этой категории: « В бой идут одни "СТАРИКИ" Аэродромные собаки »
Лилия Вишневская

Эл. почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий


Статистика



 

ЖУРНАЛЫ

 

Top
Если нашли ошибку, выделяете её мышкой и нажимаете сочетание CTRL+ENTER