Архив журналов






«Учитель пения». Качественный образец советского семейного кино. Да, было в нашей истории такое время, когда лучшие режиссеры снимали не детективы или комедийные сериалы, а наивные, добрые фильмы о хороших, порядочных людях. Причем создатели искренне верили, что, посмотрев такую картину, зритель обязательно станет чуточку лучше. Итак, Александр Демьяненко, Евгений Евстигнеев, Ирина Алферова – в семейном фильме Наума Пирмана «Учитель пения». Сделано в СССР, на Ленфильме.

Незамысловатый сюжет

K

артина вышла на экраны советских кинотеатров 23 апреля 1973 года. Сценарий фильма написал известный драматург Эмиль Брагинский, заслуженную славу и зрительскую любовь которому принесли созданные им в соавторстве с Эльдаром Рязановым комедии «Берегись автомобиля», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих»... Режиссером картины стал Наум Бирман, знакомый зрителям по фильмам «Трое в лодке, не считая собаки», «Воскресный папа», «Сирано де Бержерак».

ZOO•БИЗНЕС №7/2015

 

  • Незамысловатый сюжет
  • Снимали в Выборге
  • Звезды советского кино
  • Хористы были настоящие
  • Песенка про щенка
  • Тинг
  • Доброе кино

Сюжет фильма очень прост: учитель пения Ефрем Николаевич Соломатин больше всего на свете любит свою работу, музыку и своих учеников. А еще он большой оптимист и просто веселый человек, мечтающий о школе с музыкальным уклоном и считающий, что в учениках можно воспитать любовь к музыке и самой жизни. В школе он организовал детский хор, который стал одним из ведущих музыкальных коллективов города. Однажды ребята-хористы подарили своему учителю рыжего щенка Тинга – помесь боксера непонятно с кем. Умный и симпатичный пес стал настоящим членом семьи Соломатиных. Его полюбили и Клавдия Петровна, супруга Ефрема Николаевича, и его дети – Тамара и Дима.

Как-то, возвращаясь домой, Ефрем Николаевич решил помочь одной даме, у которой заглох автомобиль. Пока ремонтировал, Тинг забрался в машину послушать музыку и был случайно увезен женщиной в неизвестном направлении. Обнаружив у себя в машине нежелательного попутчика, дама выгоняет пса далеко за городом, в то время как хозяин уже обыскался своего питомца. Потеря Тинга омрачает и долгожданное радостное событие семьи Соломатина – переезд на новую квартиру: ведь даже очень умная собака не сможет узнать новый адрес своего хозяина. Ефрем Николаевич вместе с мальчишками обошел весь город, а затем сам, потом вся его семья и воспитанники, стали дежурить на старой квартире, куда мог вернуться пес.

Между тем ребята готовятся к ответственному смотру-конкурсу, от результатов которого зависит дальнейшая судьба хора. Тинг между тем мечется по городу, понимая, что найти хозяина он может только по звукам музыки. Консерватория, смотр песни и строя в военном училище, аккорды фортепиано, доносящиеся из открытых окон, – все не то! Пес бежит дальше. Наконец – о чудо! – он слышит родные ноты и родные голоса. Это хор Ефрема Николаевича выступает на конкурсе! Пес врывается в зал, садится у ног Соломатина и «помогает» счастливым лаем закончить песню.

– По имени пес...

– Гав-гав...

– Веселый щенок...

– Гав-гав...

Победа ребят и Тинга в конкурсе обеспечена! Да и остальные все неурядицы счастливо разрешаются... Итак, мы представляем замечательную семейную комедию – «Учитель пения»!

Снимали в Выборге

Выборг как натура пользуется большой популярностью у кинематографистов. В основном «киношники» работают в старом городе, исторические кварталы которого можно выдать и за Прибалтику, и за Сибирь, и за Украину, и за Англию. Но, пожалуй, впервые съемочная группа уделила внимание южному микрорайону Выборга, а именно средней школе №14. Тогда, 43 года назад, это здание было почти новым, спортзал приятно удивлял размерами и оформлением. Сами съемки проходили летом, потому выборгским школьникам, приглашенным для участия в массовых сценах, пришлось на время прервать каникулы. Но тяга к искусству и желание увидеть себя на экране были сильнее отдыха! Тем более что за съемки еще и платили.

В массовых сценах, кроме школьников, также отметились местные жители. В знак благодарности от съемочной группы специально для них был организован предпремьерный показ ленты за несколько месяцев до ее официального выхода на экраны.

[lightbox src="/images/st/hobbi/12/7.jpg" width="250" height="auto" lightbox="on" style="border" title="Рыжий щенок Тинг" align="right"]

Звезды советского кино

Представьте себе, дорогие читатели, в этой незамысловатой музыкальной картине сыграли звезды отечественного кино и те, кто стал ими позже! Например, фильм являлся дебютом в кино для будущей Констанции и первой красавицы нашей страны – Ирины Алферовой. В этой картине ей нет даже 20 лет, она еще студентка ГИТИСа, и на съемки ей приходилось приезжать тайком. А когда в институте узнали, что Ира снимается, ей вынесли строгий выговор по комсомольской линии. Это были времена, когда студентам возбранялось подрабатывать – их основным занятием являлась учеба. И даже на озвучку актрису не отпустили.

Сниматься у Бирмана Ирине было интересно, даже несмотря на то что роль была совсем не по душе: ее героиня Тамара – та еще девица: взбалмошная, избалованная, любящая только себя. Поэтому особых симпатий у юной актрисы не вызывала. А вот мальчишки из хора были совсем иного мнения: они обожали Тамару, поскольку наповал были сражены красотой Ирины Алферовой! И вот – откровения через сорок с лишним лет! «Я был влюблен в нее и ходил за ней повсюду, прятался за деревьями, домами, чтобы она меня не заметила, – вспоминает Петр Таренков, сыгравший мальчика из хора. – Естественно, она ничего и не замечала. Ну и я свою любовь держал в тайне».

…Жениха героини Ирины Алферовой сыграл Александр Демьяненко. В начале 70-х были сняты «Операция Ы», «Кавказская пленница», актера узнавали на улицах и вдогонку ему кричали: «Шурик, Шурик!». Демьяненко уже тогда мечтал отойти от приклеившегося образа и был рад сыграть хоть что-то, отличное от Шурика. А на съемочной площадке дети его доставали – завидев, прыгали, визжали о восторга: «Шурик, Шурик!». Демьяненко как-то раз не выдержал и сурово так сказал, глядя на расшумевшуюся ребятню: «Клопов истребляют дустом»... Вошел в образ своего героя – Валерия Сеогеевича, замдиректора фотофабрики. Весьма малосимпатичного человека, все измеряющего с точки зрения практичности. Помните эпизод, когда жених узнает о том, что в семье Соломатина несчастье – пропал Тинг?

– У вас пропала собака? Понимаю. Но знаете ли, это и к лучшему. Сейчас в моде борзые – они плоские, как доска, и занимают в квартире мало места...

После этого Валерий Сергеевич получает полную отставку в качестве жениха.

…Евгений Евстигнеев в фильме «Учитель пения» сыграл директора жилконторы. Эпизод, но ради него актер специально приехал в Ленинград. Правда, поставил режиссера перед фактом: у него есть только один день на съемку. Евгений Александрович приехал ранним поездом, поэтому в павильон ему принесли топчанчик. Он поспал минут 40, а потом сказал, что готов работать. Причем приступил к съемкам, даже толком не выучив роль! Тем не менее, эпизод с участием Евстигнеева стал одним из самых ярких в фильме. А его монолог, когда Ефрем Николаевич объясняет начальнику, почему не может сию минуту переехать на новую квартиру, с легкой руки советского зрителя превратился в анекдот:

– Вы поймите: собака не знает нового адреса!

– А вы ей сообщите!

– Как же ей сообщу, ее же нет!

– А, так у вас еще и собаки нет!

…Для Людмилы Ивановой эта была первая роль женщины по имени Клава. Потом у нее было еще пятнадцать Клав! Актриса так колоритно сыграла свою героиню, что иного имени для ее женских ролей будущие режиссеры не видели! Даже сценарии переписывали.

– Когда ты уйдешь на работу, я эту собаку выброшу!

– Клава, ведь это живая собака!

– Еще не хватало, чтобы ты в дом приволок мертвую собаку!

Но, конечно же, Тинг остается у Соломатиных. И вскоре становится членом семьи.

Наконец главного героя – учителя пения сыграл Андрей Попов. Великий актер! Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии... Он снимался у Хейфица, Германа, Михалкова. Его наиболее заметными работами в кино, кроме «Учителя пения», стали фильмы «Сватовство гусара», «Укрощение строптивой», «Шведская спичка», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил». Однако Попов – все-таки театральный актер. И по-настоящему раскрылся, играя в пьесах Чехова. Попов словно и сам из Чеховского мира – интеллигентный, тихий, порядочный, в чем-то старомодный. Таким же был и его герой. Когда смотришь на него на экране, искренне веришь, что он учитель. Однако несмотря на свое высокое положение – уже на то время он был народным артистом СССР, Андрей Алексеевич никогда не опаздывал на съемку, четко выполнял все требования режиссера, делал столько дублей, сколько требовалось, и в каждом выкладывался по полной. На съемочной площадке за ним ходили толпы детей, и он с удовольствием с ними общался. Скромный тихий человек Андрей Попов в жизни добился многого: 10 лет руководил театром Советской армии, 4 года – театром Станиславского, сам ставил спектакли, преподавал в ГИТИСе, В театрально среде его авторитет был непререкаем. Для многих он был учителем не только на экране, но и в жизни.

Хористы были настоящие

Изначально предполагалось, что все детские роли будут только «мальчишескими», но Бирман слегка изменил сценарий Брагинского, добавив в него роль специально для Милы Васютинской – юной актрисы, сыгравшей в его предыдущей ленте «Волшебная сила искусства».

Роль Андрея Вишнякова, солиста хора, которого отец отправляет на учебу в физико-математический интернат, сыграл Андрей Дмитриев, сын известного дирижера Александра Дмитриева, который сам является выпускником Хорового училища имени Глинки.

Но что самое интересное: ребята из хора были всамделишные артисты! Так как мальчики из хора должны были петь по-настоящему, без всякой «фанеры», на роли школьников отобрали воспитанников хорового училища М. И. Глинки при Ленинградской государственной академической капелле. Почти все ребята были оттуда! Кроме выборгского школьника Яши Степанова...

Удивительно трогательная роль у мальчика Яши, который стал новым солистом у Ефрема Николаевича и исполнил песню про щенка. Удивительно трагическая судьба Якова Степанова, сердце которого не сумело пережить перипетий перестройки 90-х...

Песенка про щенка

Музыку к фильму написал известный ленинградский композитор Вениамин Баснер. О его мелодиях говорили – в них есть несочетаемое. Простота с одной стороны, и необычайная возвышенность, тонкая интонация – с другой. Он создал массу душевных песен, близких и понятных всем – от шофера до профессора консерватории. «С чего начинается Родина», «На безымянной высоте», «Белой акации гроздья душистые» и многие-многие другие.

Визитная карточка фильма «Учитель пения» – это, конечно же, знаменитая песенка про щенка, хит 70-х. И называется так по-доброму «Щенок по имени Пес»... У которого «ушки торчком, хвостик крючком и в серую крапинку нос»:

У нас вчера пропал щенок, сбежал куда-то он

Мы совершенно сбились с ног и потеряли сон,

Мы ровно двести сорок раз бродили по дворам,

И мы хотим спросить у вас,

Он не встречался ль вам?

Песня стала невероятно популярной, несмотря на то что ноты к ней – вы только подумайте! – были запрещены к публикации. Почему? Стихи к песне Баснера написал выдающийся поэт и драматург Александр Галич. Но его имени в титрах картины нет. Так совпало, что в 1971 году, когда фильм был запущен в производство, Галича обвинили в антисоветчине. Его исключили и из Союза писателей, Союза кинематографистов. В опале оказалось все и из его творчество, в том числе и невинная детская песенка «Щенок по имени Пес». После выхода фильма Александр Аркадьевич получал бесчисленное количество писем от детских хоров, музыкальных школ, садиков и студий с просьбой – нельзя ли опубликовать ноты? И тогда Александр Аркадьевич садился и писал клавир, а потом отсылал рукопись той или иной детской организации. Вот таким образом песня популяризировалась. Ноты и текст песни опубликовали лишь в 95-м. За год до смерти композитора Вениамина Баснера и через 18 лет после смерти поэта Александра Галича.

Чтобы помнили...

Выборгская школа, в которой происходили съемки «Учителя пения» – 14-я школа. Образцово-показательная. Для детей – выраженных гуманитариев. Яша там учился. И оказался в числе отобранных на роль ученика для фильма. Он смешной был, этот Яшка – пронзительно-рыжий, весь в веснушках, с оттопыренными ушами, неуемный, весь на шарнирах, мальчик-оркестр. Писал стихи, рассказы; в школе был драматический кружок и там нередко ставились его пьесы-зарисовки на тему школьной жизни. Закончив школу, Яша сходу поступил в институт культуры. Его невозможно было не взять – харизматическая личность при такой почти пародийной внешности обещала большое будущее.

Потом были театральные подмостки. Первые роли на Ленфильме. Он дружил с Александром Абдуловым – да-да – тем самым! «Вечно голодные артисты» – так называла их Яшкина мама. Он не был женат – времени все как-то не было. Но безумно любил детей. Но – некогда, некогда детей растить – чуть позже... И роли у него были такие же – думал одно, делал другое, выглядел дурачком, но всему знал цену. «Яша, ну почему ты всегда каких-то дуриков играешь? – спрашивали его друзья. «А я в Гамлеты не нанимался, – огрызался он. – Гамлета каждый второй может, а вот полуидиота... Трудно».

Абдулов уехал в Москву, а Яша слишком был привязчив – не мог рубить отношения, уже сложившиеся в труппе. И остался. А потом он вышел в тираж. Когда тебе за 40 и нет ни жены, ни детей, есть крохотная комната в коммуналке на Петроградской, увешанная сплошь афишами, есть мама, которую так не хочется расстраивать, и нет другой жизни, кроме театральной. И вдруг в одночасье эту жизнь смяла перестройка и вычеркнула театр из списка ежедневных потребностей людей... Тогда приходит время задать вопрос себе: что же я сделал не правильно? Яша сломался. Гордость не позволяла ему поехать в Москву и обивать пороги новых, как грибы появившихся, киностудий, и обращаться за помощью к друзьям...

А потом он умер. На улице. Остановилось сердце. На похороны съехались многие – режиссеры, актеры... Но для меня он так и остался в памяти – потрясающим рыжим пареньком. Человеком-клоуном,

с приклеенной навсегда улыбкой. Он даже не пытался ее, улыбку эту, отодрать от лица – он даже грустил, улыбаясь.

В который раз смотрю «Учитель пения». Как ты замечательно поешь песню о рыжем щенке! Спасибо тебе, Яша!

Яков Степанов – Заслуженный артист СССР. Умер 16 июня, 1991 года

Тинг

Один из главных действующих лиц – пес Тинг. В этом фильме у Тинга не было дублеров, он все делал сам. И в самых первых кадрах, когда мы видим маленького щенка, – это та же собака, которая, повзрослев, будет поражать в кадре своей сообразительностью. Тинг в прямом смысле слова вырос на съемочной площадке.

«Он был удивительно добрый, совершенно потрясающего обаяния – если это вообще можно сказать о собаке, – вспоминает актриса Мила Васютинская. – Это был обаятельный пес! Он так умел посмотреть, он так «разговаривал»! Когда он «ворчал», то казалось, что он пытается что-то сказать. Тинг даже подвывал, когда ребята из хора халтурили! Этакий меломан!».

Тинга нашли не в каком-то там элитном питомнике, а купили на обычном ленинградском птичьем рынке. Выбирать собаку ездила лично Лидия Острецова – дрессировщица, работающая в картине. Спустя насколько лет она занималась постановочными трюками с эрдельртерьером в фильме «Приключения Электроника». И вот когда к воротам рынка подкатила роскошная «Ленфильмовская» машина, буквально со всех сторон высыпали продавцы – в надежде продать киношникам собачку подороже. Но у Острецовой было свое мнение. Она несколько раз обошла торговые ряды и остановила свой выбор не на породистой собаке, а на простой рыжей дворняге. Будущей звездой экрана оказалась помесь боксера с кем-то еще – неизвестно. С выбором не ошиблись: Тинг оказался не только способным и прилежным учеником, но и прирожденным артистом. Хотя в первые дни и запорол множество дублей, в которых по сценарию вовсе не должен был появляться. Всякий раз, когда на площадке звучала команда «Мотор», пес, которому очень понравилось это слово, мигом влетал в кадр. Беднягу даже пришлось запирать в машине.

«Каждый раз жду с восторгом кадр, когда идет оркестр, а собака слушает и потом начинает трясти ушами, – вспоминала Людмила Иванова, игравшая жену учителя пения. – Это она показывала, что не тех нашла. Я каждый раз удивлялась – как она это делает, даже расспрашивала Острецову. Та потом призналась, что перед кадром закапывала ушки собаке витаминными каплями – чтоб и для работы, и для собачьего здоровья было полезно».

Помните эпизод, когда голодный Тинг мечется по городу и останавливается у гастронома, откуда так вкусно пахнет едой. Потом подходит к овчарке с кучей медалей – та стережет хозяйскую сумку с провизией? В этом кадре вместе с Тингом – собака дрессировщицы Лидии Острецовой, немецкая овчарка Бриг. Эту их совместную сцену снимали 3 дня. Задачей Тинга было сыграть саму деликатность, то есть взять колбасу не сразу. Представляете, каково голодной собаке (а Тинга специально не кормили целых два дня) сдерживать себя и не накинуться на еду сразу! Вот она школа Острецовой! Когда снимали этот кадр, Тинг, конечно же, бросался к колбасному лакомству, но строгая команда «фу, назад!» заставляла его отступать. В конце концов кадр был успешно отснят.

Целый год, пока шли съемки, Тинг жил и работал на съемочной площадке, а когда фильм закончили, встал вопрос – с кем останется собака? Желающих взять себе умного пса оказалось очень много, но больше других боролся за хвостатого друга композитор Вениамин Баснер. С ним Тинг и ушел домой после последнего съемочного дня. Он поселился в доме у Баснера и прожил долгую и счастливую собачью жизнь.

Доброе кино

Картина вышла на экраны в 1973 году. Семейное кино пришлось по вкусу зрителям разных поколений. А еще – это известно абсолютно точно – в Советском Союзе после выхода «Учителя пения» резко сократилось количество бездомных собак. Как минимум на одну.

– Я так привыкла с этой собаке, что мне было грустно без ее задорного лая и умного ворчания. И я для себя решила, что у моих детей тоже обязательно должна быть собака! – рассказывала Людмила Иванова. – И вскоре после этого фильма я взяла пса. Мы его нашли на бульваре, это была помесь какого-то терьера. И тогда я окончательно поняла, что без собак не могу.

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://zoobusiness.kiev.ua/animals-in-art/lyubimye-filmy-tajny-sovetskogo-kino.html#sigProId73ec89285b

Учитель пения – это очень тонкая, эмоциональная картина, которая ненавязчиво, без излишнего назидания, вводит очень важную тему – нравственного начала в человеке. Я не собираюсь читать вам, дорогие друзья, лекции о морали и нравственности, но скажу искренне: в наш век засилья стрелялок и ситкомов таких вот добрых, чистых фильмов очень не хватает. Вечные ценности, они и есть вечные, И добавить к этому мне абсолютно нечего.

Лилия ВИШНЕВСКАЯ

Прочитано 939 раз
Лилия Вишневская

Эл. почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

 

Статистика



Просмотреть полную статистику

ЖУРНАЛЫ

 

Top
Если нашли ошибку, выделяете её мышкой и нажимаете сочетание CTRL+ENTER