Архив журналов







30 января легендарному комедийному режиссеру Леониду Гайдаю исполнилось бы 91 год

Леонид Гайдай открыл в советском кино новый жанр народной комедии, в котором до него никто не работал. У нас было принято снимать идеологически выдержанные, «правильные» фильмы о партсобраниях, посевной, а Гайдай, выросший на фильмах с Чарли Чаплином и обожавший этого персонажа, мечтал снимать смешное кино – живое, веселое. И его мечта осуществилась: «Пес Барбос», «Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» стали по-настоящему народными и любимыми у зрителей нескольких поколений. В память о мэтре мы собрали некоторые малоизвестные факты его биографии, а еще расскажем, как рождались гайдаевские шедевры….

Семейная тайна Гайдаев

Л

еониду Гайдаю непросто было пробиваться в кино с его национальностью и судимостью отца. Хотя он знал семейную тайну. Неженатый молодой парень, рабочий на Кременчугской железной дороге, просто пожалел главу многодетной семьи, который пошел на ограбление, чтобы прокормить детей. Иов Гайдай, видевший происходящее, сначала проходил в качестве свидетеля, но потом благородно решил взять вину на себя, и в 1908 году был осужден на каторжные работы в Сибирь. После рождения младшего сына Лени семья Гайдаев переехала в Иркутск, где и вырос будущий кинорежиссер.

ZOO•БИЗНЕС №1-2/2014

 

  • Семейная тайна Гайдаев
  • Рядовой военной разведки
  • «Плачу, но режу!»
  • Шурика писал с себя
  • Любил подмены
  • Жил по-своему
  • «Пес Барбос», или Восхождение на Олимп славы
  • Рождение легендарной троицы
  • Великолепный Брех
  • Заштатная шутка Бывалого
  • Барбос №2

Он был необыкновенным ребенком. Мечтал играть на скрипке, но у родителей не было денег. В одном журнале Леонид вычитал, как смастерить инструмент. С самодельной скрипкой он отправился поступать в музучилище, но был вычеркнут из списков прошедших по конкурсу. Упрямый молодой человек не смирился с поражением. Он непременно стал бы студентом этого музучилища, если бы не война…

Рядовой военной разведки

В 1942 году Леонида Гайдая призвали в армию. Сначала его служба проходила в Монголии, где он объезжал лошадей, предназначенных для фронта. Высокий и худой Гайдай на приземистых монгольских лошадях смотрелся комично, однако со своей ковбойской работой справлялся успешно. Но находиться в мирной Монголии, он считал постыдным и требовал перевода действующую армию. Вскоре такой случай представился. Когда приехал военком отбирать пополнение в действующую армию, на каждый вопрос офицера, Гайдай отвечал «Я». Выглядело это так: «Кто в артиллерию?» – «Я!» – « Кто в кавалерию?» – «Я!» – «Во флот?» – «Я!» – «В разведку?» – «Я!»… «Да подождите вы, Гайдай, – сказал военком, – Дайте огласить весь список». Из этого случая через 23 года родился эпизод фильма «Операция «Ы»...

Гайдая направили на Калининский фронт. Он служил во взводе разведки в составе 1263 стрелкового полка. 14 декабря 1942 года в боях за деревню Енкино забросал гранатами огневую точку противника и уничтожил боевой расчет немцев, за что награжден медалью «За боевые заслуги». Участвовал в захвате пленных, совершил более десятка вылазок в тыл врага. 20 марта 1943 года Гайдай был тяжело ранен под Новосокольниками – подорвался на мине. Около года провел в госпиталях, перенес 5 операций. Ему угрожала ампутация, но он от нее категорически отказался. «Одноногих актеров не бывает», – резко оборвал гвардии рядовой Гайдай военврача. Последствия ранения преследовали его всю жизнь. Время от времени рана открывалась, выходили осколки, воспалялась кость. Но посторонние об этом не только не знали, но и не догадывались – Леонид Иович терпеть не мог показывать на люди свои болезни и недомогания. Да и не собирался становиться инвалидом, хотя вернулся в родной Иркутск на костылях. Уже в феврале 1944 года Гайдай поступил в театральную студию при Иркутском драмтеатре. Довольно быстро он стал местной театральной звездой: его работу в спектакле «Молодая гвардия» заметили, о нем написали в газете. А уж как он блистал в комических эпизодах, затмевая главных персонажей! Худой, длинный, лопоухий... Зал покатывался при его появлении на сцене! И все же Гайдай добился своей мечты – стал режиссером на «Мосфильме».

«Плачу, но режу!»

Леонид Иович очень строго относился к своей работе. В отличие от цензоров резал свои картины еще больше. Не раз в воспоминаниях коллег о Гайдае цитировалось его легендарное – «плачу, но режу». Но так же суров он был и с актерами.

Во время просмотра рабочего материала – это была сцена пони за Шуриком в «Кавказской пленнице», Леоний Иович очень нервничал, считая, что получается не смешно. Тут в зал в сопровождении девиц ввалился слегка подвыпивший Моргунов и начал дерзить режиссеру. Гайдай выгнал Евгения с просмотра, а обиженный актер заявил, что уходит от него. И Гайдай вычеркнул из оставшихся сцен Моргунова – вместо него снимался дублер, а из всей троицы Евгению выдали самый маленький гонорар. Он получил за съемочный день по 25 рублей, в то время, как Никулин получал по 50 рублей, а Вицин – по 40. Помирились они лишь спустя 27 лет на открытии Музея трех актеров. А еще у Гайдая должен был сниматься Владимир Высоцкий, его режиссер утвердил на роль Остапа Бендера в «денадцати стульях». Но перед началом съемок Высоцкий запил, и Гайдай заявил: «Высоцкого снимать никогда не буду». И слово свое сдержал.

Шурика писал с себя

Все самые смешные эпизоды из своих фильмов Гайдай когда-то переживал сам. Со стихотворением Ярослава Смелякова про девочку Лиду, которое Демьяненко читал Селезневой, Гайдай поступал во ВГИК. Ухаживая за будущей женой, он, как и Шурик, рассказывал много интересного – о фронте, родном Иркутске. А потом Гайдай сделал Нине Гребешковой предложение. И она вышла за него – не красавца, болезненного, худого. Даже соседке по коммуналке, пьянчужке тете Насте, Гайдай не понравился. «Что, пострашнее не было?» – не сдержалась она. А мама предупредила: «Смотри, Нина, от осинки не родятся апельсинки».

Как рассказывает сегодня жена Леонида Иовича, актриса Нина Гребешкова, во всех актерах, которые у него снимались, есть кусочек Гайдая. Образ Шурика – и внешность, и характер, режиссер списал с себя. «Это его точная копия – от походки до жестов. Леонид мечтал создать положительного персонажа – немного нелепого, но доброго очкарика». И вправду: у режиссера, как и у Шурика, все буквально валилось из рук. Гайдай был не приспособлен к быту – хозяйством и ремонтом по дому занималась супруга. Ему не нужны были ни шикарная квартира, ни машина, которую, всегда водила Нина Павловна. Чтобы заработать на кооператив, она снималась на Алма-Атинской студии – там платили больше. Сама потом делала ремонты. «Нинок! У тебя там лампочка перегорела», – обращался Гайдай к жене, имея в виду настольную лампу на... своем рабочем столе. «Нинок! По-моему, у тебя в машине что-то капает», – это уже о «Жигулях». И так 40 лет. В конце жизни Гайдай признался жене: «Мне с тобой очень повезло... Что бы я ни делал, тебе все нравится». Секрет семейного счастья был прост – похоже, даже в молодые годы Нину Павловну отличала необыкновенная женская мудрость.

Любил подмены

Нередко Гайдай переозвучивал героев, а еще подменял части тела в кадре. В «Бриллиантовой руке» есть эпизод, когда герой Никулина падает и говорит: «Черт побери!» Падал он замечательно, но поскользнуться не получалось – за него это сделал Каневский. В фильме «12 стульев» в драке Воробьянинова и отца Федора исполнителям ролей Филиппову и Пуговкину нужно было лягать друг друга. Но у Филиппова ноги коротковаты, и эффектные пинки не удавались. Отпинаться пришлось режиссеру лично – он оказался самым длинноногим в группе. Вообще Гайдй любил участвовать в своих комедиях. В «Операции «Ы», в новелле «Наваждение» в первых кадрах он выходит из института. На стройке – это вечно пьяненький очкарик, требовавший огласить весь список. «Иван Васильевич меняет профессию» – в сцене, где Шурик подбегает к магазину радиотоваров, закрытому на учет, мимо него пробегает высокий бородатый гражданин в шляпе и темных очках. Это Гайдай. В «Бриллиантовой руке» страшная рука во сне Козодоева принадлежит режиссеру, а, пьяный, напевающий песню «А нам все равно…» которого увозят в милицию (озвучил персонажа Георгий Вицин) и на месте которого должен был быть Никулин – тоже он. В «Двенадцати стульях» Гайдай сыграл самую большую свою роль – Варфоломя Коробейникова. «На Дерибасовской хорошая погода» – это сошедший с ума директор казино, которого выносят в кресле из заведения, когда туда заходит суперагент Дмитрия Харатьяна. Какие яркие, запоминающиеся сцены, не правда ли?

Жил по-своему

Равнодушный к званиям, он имел их все – до народного СССР. Хотя и не придавал особого значения «цацкам», как их называл. Не понимал, зачем вообще артисту звания и как их можно просить? Считал: «Если заслужил – то дадут. А сам хлопотать не буду... Зачем? Я от этого ни лучше, ни хуже не стану...».
– Леня! Так никто не живет! – пыталась вразумить его супруга.
– Как никто? Я так живу.
Бороться было бесполезно…
Чтобы узнать, по-прежнему ли интересны людям созданные им комедии, Леонид Иович специально ходил в кинотеатры. «Нинок! Представляешь, смеются в тех же местах», – рассказывал потом жене.
Летом 93-го в гости к режиссеру пришли Волович и Инин, написавшие для него комедийный сценарий о подводной лодке. Но вдруг он сказал: «Ребята, я, наверное, не смогу...». Леонид Гайдай умер 19 ноября 1993 года…

«Пес Барбос», или Восхождение на Олимп славы

Как получилось, что человек серьезный, а иногда даже хмурый, оставил после себя целый букет великолепных, легких и уморительно смешных комедий? Загадка... Но факт остается фактом – Леонид Гайдай вошел в историю советского кино как гениальный комедиограф.

В этом году «Псу Барбосу» исполняется 53 года. Не одно поколение выросло и помнит эту веселую, всего на 9 минут 40 секунд, короткометражку. А ведь Леонид Гайдай вполне мог не снять ее. И тогда не появилась бы легендарная троица: Трус, Балбес, Бывалый, которую зритель мгновенно прозвал «ВиНиМор» – любимые герои огромной страны, с которыми в 60-е годы мало кто мог сравниться. Все решил случай...

Как-то, приехав с женой в Иркутск к родителям, на чердаке дома, заваленном макулатурой, Гадай нашел старый номер газеты «Правда» с фельетоном Степана Олейника «Пес Барбос». У режиссера сразу возникла идея нового фильма. Тем же вечером он сказал за ужином: «Нинок, ты послушай, как это смешно! Бежит Пес – 2 метра пленки, за ним Бывалый – 3 метра, оглядывается – 1,5 метра. Общий план – бегут все...» Родные только плечами пожали: «Три дурака бегают от собаки со взрывчаткой, которую сами же и бросили. Что ж тут смешного?» Но мудрая Гребешкова, знающая характер мужа, тихо вздохнув, сказала: «Потрясающе!». Как оказалось позже, она была права…

Рождение легендарной троицы

Вернувшись из отпуска, Гайдай взялся за дело. Довольно быстро был написан сценарий и начался поиск актеров. На роль Бывалого Гайдай пробовал нескольких актеров, в том числе и Михаила Жарова. Но в дело вмешался директор «Мосфильма» Иван Пырьев, который посоветовал обратить внимание на мало кому известного Евгения Моргунова. Перевоплощаться в Бывалого тому почти не нужно было – он фактически играл самого себя, только со знаком минус. В его отрицательность поверили даже животные, которые снимались в гайдаевских короткометражках: собакам категорически не нравился Евгений. Может, отрицательный персонаж был сыгран им слишком уж правдоподобно?

На роль Труса Гайдай пригласил Георгия Вицина, которого снимал в своем «Женихе с того света». А Балбесом должен был стать Сергей Филиппов, но к началу съемок он находился на гастролях, так что участвовать в картине не мог. И тут на помощь пришел Вицин. Рассказал, что на днях был в цирке на Цветном бульваре и видел там клоуна – потрясающего парня, внешне напоминающего глисту. Этой характеристики оказалось достаточно, чтобы пригласить клоуна на пробу. Звали его Юрий Никулин.

Когда претендент пришел в студию, Гайдай сказал: «Все, Балбес у нас есть. Не надо никаких проб». И добавил: «Гримироваться вам ни к чему. У вас лицо и так глупое, моргайте только почаще...»

Великолепный Брех

Съемки длились больше месяца. И, конечно, сложностей возникало немало. Вместе с актерами снималась собака по кличке Брех, которая играла Барбоса. Его хозяин, дрессировщик Игорь Брейтшер, относился ко всему очень серьезно: собаку свою любил, заботливо за ней ухаживал, часами дрессировал и все время придумывал новые методы дрессуры для цирка. Да и Брех работал отлично. Но иногда усложнял актерскую жизнь...

В один из дней снимали сцену погони, когда пес с динамитом в зубах гонится за Трусом, Бывалым и Балбесом. На репетиции все проходило нормально: «браконьеры» вбегали в кадр один за другим, пробегали 100 метров по дороге, и тут выпускали Бреха с «динамитом». Но на съемках началась канитель. «Пробежим мы сто метров и вдруг слышим команду: «Стоп! Обратно!» – вспоминал Юрий Никулин. – В чем дело? Оказывается, Брех в кадре уронил «динамит». Возвращаемся. Занимаем исходную позицию. Во втором дубле, когда мы уже почти добежали до заветного поворота, снова команда в мегафон: «Стоп! Обратно!». Оказывается, собака убежала в лес. На восьмом дубле он положил «динамит» с дымящимся шнуром и поднял лапу около пенька. А мы всё бегали, бегали...» После десятого дубля Моргунов, задыхаясь, сказал: «К концу картины я этого пса втихую придушу». И раздосадовано рявкнул на собаку, а заодно на хозяина. Пес в ответ злобно зарычал. «Видите, Брех все понимает. Вон Моргунов обругал его, и он обиделся, потому и рычит», – заметил Брейтшер. С тех Брех занес Бывалого в свой  собачий «черный список» и несколько раз даже кусанул артиста. Этого Моргунов ему простить никак не мог... Короче говоря, артисты бегали, камера крутилась, пленка расходовалась, все нервничали. Ни одного полезного метра в тот день так и не сняли.

В другой день «подкачал» Моргунов – в сцене, когда Трус обгоняет Балбеса и Бывалого. Гайдай попросил, чтобы Никулин с Моргуновым бежали чуть медленнее и дали возможность Вицину вырваться вперед. На репетициях все шло нормально, а во время съемок первым прибегал Моргунов, в итоге три дубля Никулин с Вицыным пробегали зря. «Я не могу его обогнать, – жаловался Вицин. – Пусть Моргунов бежит медленнее!».
– Не пойму, почему ты так быстро бегаешь? – спросил Гайдай у Моргунова.
– Меня живот вперед несет, – заявил тот мрачно.

Заштатная шутка Бывалого

Несмотря на сложный характер, именно Моргунов в перерывах между съемками развлекал всю группу. Однажды мимо них шли колхозники, которые обратили внимание на Вицина, стоявшего в стороне от всех и поющего романс Ленского «Куда, куда вы удалились...» Собственно, колхозников удивило не само исполнение романса, а то, что его пел человек с измазанным сажей лицом и в рваной, обгорелой одежде (так требовалось по фильму). На вопрос колхозников «кто это?», Евгений не моргнув глазом ответил: «Иван Семеныч Козловский. У него дача сгорела, вон он того... умом тронулся. Сейчас из Москвы машина придет, заберет». Надо отметить, что дача знаменитого певца Большого театра действительно располагалась в районе Снигирей, и местным жителям это было известно. Колхозники поверили Моргунову и стали жалеть «певца». На что Моргунов заметил: «Чего жалеть-то? Он артист богатый. Денег небось накопил, новую построит». А затем крикнул Вицину: «Иван Семеныч, вы попойте там еще, походите». Колхозники в ужасе ушли восвояси...

Барбос №2

Альманах «Совершенно серьезно», в который среди других вошла новелла «Пес Барбос и необычайный кросс», появился на экранах страны в сентябре 1961 года. И имел большой успех, причем именно из-за присутствия в нем эксцентрической короткометражки Гайдая. После того как фильм был удостоен почетного диплома на Международном кинофестивале в Сан-Франциско и приза на фестивале в Лондоне, его закупили более ста стран!

Как ни странно, успех «Барбоса» совершенно не отразился на судьбе Экспериментальной мастерской комедийного фильма, где снималась короткометражка, и летом 61-го ее распустили. Однако Гайдай все же успел снять продолжение – «Самогонщиков». Идею этого фильма подбросил Юрий Никулин, который в цирке играл подобную интермедию со своим партнером Михаилом Шуйдиным. Фильм снимался там же, где и «Пес Барбос» – в подмосковных Снигирях. Была построена декорация избушки, в которой предстояло жить Трусу, Балбесу и Бывалому, на роль собаки вновь вызвали Бреха. А пес, едва увидел Моргунова, тут же начал рычать и лаять на него. Артист в сердцах воскликнул: «Вот гад какой, все помнит!»
Однако в этот раз с собакой возникли сложности. Тяжелый змеевик Брех приподнимал с трудом. А после третьего дубля стал поджимать лапы, скулить и ни за что не хотел идти в кадр. Причину странного поведения собаки скоро разгадали. Короткометражку снимали ранней весной, поверх снега образовался тонкий слой льда, о него-то пес и поранил лапы. Два дня ждали, пока заживут порезы. Наконец Брех начал бегать. Но как только подносили к нему змеевик, пес отворачивал морду, видимо, считал, что лапы болели из-за этого предмета. Дрессировщик с досады чуть не плакал. Но сколько он ни ругал Бреха, умолял, ласкал, ничего не получалось – пес категорически отказывался сниматься.

Выручил ветродуйщик – человек, который специальным приспособлением помогает создавать ветер. Видя все эти беды, он предложил попробовать свою собственную овчарку Рекса, который, по его словам, ничего не боится, легко носит тяжести и вообще ко всему приучен. Первое, что сделал Рекс, когда появился на съемочной площадке… кинулся на Моргунова! Почему он так поступил, никто объяснить не мог. Моргунов обиделся и пробурчал, что Рекса против него настроил Брех. Мол, это все проделки Брейтшера. С тех пор, стоило Рексу увидеть Моргунова, как он сразу ощеривался. Артист в ответ тоже скалил зубы. Так они, рыча друг на друга, и снимались. На съемочной площадке Рекс быстро освоился, легко выполнял все команды. И змеевик носил запросто.

А за неделю до окончания натурных съемок в группе случилось ЧП – Рекс пропал. Сбежал с деревенской дворнягой в неизвестном направлении. Сколько его ни искали – все попусту! Развесили объявления по Снигирям, мол, кто найдет собаку, просьба привести ее в съемочную группу, гарантируется хорошее денежное вознаграждение. Но и это не помогло: пес как в воду канул. Ситуация сложилась аховая, ведь предстояло найти собаку не только внешне похожую на Рекса, но и с таким же покладистым характером. Однако все разрешилось благополучно – через несколько дней Рекс вернулся сам: изголодавшийся, облезлый. Все присутствующие бросились кормить пса, и только Моргунов пожадничал – не дал своей курицы, сказав: «Ему и так хватит».

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://zoobusiness.kiev.ua/animals-in-art/lyubimye-filmy-leonid-gajdaj-i-kompaniya.html#sigProIdf343487ae0

«Самогонщики», вышедшие на широкий экран в январе 1962 года, имели меньший успех, чем «Пес Барбос». Причину Гайдай объяснял тем, что короткометражка во многом строилась на применении уже использованных приемов. Кроме того, «Самогонщики» шли 20 минут, а «Пес Барбос» – около десяти и воспринимался как короткий смешной анекдот.

Сатира у Гайдая выходит за рамки простого функционального высмеивания уродств советской идеологии, иначе не смотрели бы взахлеб его комедии сегодняшние молодые люди, не испытавшие этой советской призмы мировидения. А они смотрят! Цитируют! Восхищаются…

(Продолжение следует)
Лилия ВИШНЕВСКАЯ

Прочитано 333 раз
Лилия Вишневская

Эл. почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

 

Украина
04080 Киев
ул. Тульчинская, 9-Б
Главный редактор : Сергей Чижиков

https://twitter.com/zoo_sv

Статистика



Просмотреть полную статистику

Журналы

Top
Если нашли ошибку, выделяете её мышкой и нажимаете сочетание CTRL+ENTER