Архив журналов






В июне 1965 года в творческое объединение «Луч» при киностудии «Мосфильм» поступила сценарная заявка от Якова Костюковского и Мориса Слободского. Вдохновленные успехом кинокомедии «Операция «Ы», они безудержно придумывали новые похождения Шурика. К тому времени белобрысый студент-очкарик полюбился всей стране, государство зарабатывало на кинопрокате огромные деньги, а Гайдай стал признанным режиссером, с чьим мнением считались и которому позволялось то, о чем остальные его коллеги только мечтали. Словом, все сложилось чрезвычайно удачно.

А тем временем на съемочной площадке...

Н

овый сценарий носил название «Шурик в горах» и состоял из двух новелл. В первой – «Кавказской пленнице» – речь шла о том, как студентка Нина приехала на каникулы к родственникам на Кавказ, но была похищена местным начальником. А Шурик вызволяет девушку из рук похитителя. Идея этой новеллы родилась после того, как Гайдай прочитал в одной из газет историю о похищении девушки влюбленным джигитом в закавказской республике.

ZOO•БИЗНЕС №3/2014

 

  • А тем временем на съемочной площадке...
  • Студентка, комсомолка, спортсменка...
  • Артистка Люся
  • Маленькие секреты «Кавказской пленницы»
  • Красное авто
  • Картину спас Брежнев
  • «Кинокукиш» от Леонида Гайдая

Во второй части – «Снежный человек и другие» – научная экспедиция под руководством видного ученого ищет в горах снежного человека. Но ученые даже не догадываются, что за снежного человека себя выдает троица в лице Труса, Балбеса и Бывалого, чтобы сбить со следа милицию. Однако Шурик и Нина разоблачают прохиндеев.

В конце октября творческая группа собралась вместе, чтобы обсудить сценарий, и неожиданно приняла решение создать полнометражную картину,  в которой сюжет строился только вокруг похищения Нины. Гайдай сразу хотел снимать Юрия Никулина, даже роль придумал под него. Но тот высказался весьма категорично: «В наши дни воруют невесту? Глупость! Сниматься не буду. Это спекуляция на тройке». Юрия Владимировича вызывали к руководству «Мосфильма» и взывали к совести: вы сорвете план съемок, вы же коммунист! На что Никулин ответил: у него, мол, есть свой партком в «Союзцирке».

Пошел в отказ и Евгений Моргунов. Тогда Леонид Гайдай принялся убеждать их, что совместными усилиями они переделают сценарий, внесут в него массу собственных трюков. И свое слово сдержал.
На съемочной площадке всем работалось легко и весело. Режиссер поощрял творческую импровизацию. Он подготовил для актеров ящик шампанского и за каждый придуманный трюк вручал бутылку. А импровизаций было множество! В эпизоде, когда Вицыным вышибают дверь и он улетает в окно, Георгий добавил один штрих – Трус летит и кричит: «Поберегись!» Гайдай оценил эту деталь.

Так Вицин заработал шампанское за идею, но вернул его в призовой фонд. Потому что не пил. А вот Трус бежит за Ниной и путается в упавшем с нее платке. Вроде бы мелочь, но зрители этот момент очень хорошо помнят. Как рассказывал Вицин, он шел от образа: раз Трус, значит, должен всего бояться, даже платка. «Но самая моя любимая находка, –  вспоминал Георгий Михайлович, – это «стоять насмерть». Помните, когда мы втроем, взявшись за руки, перегородили дорогу Варлей? И я бьюсь в конвульсиях между Моргуновым и Никулиным. Мне до сих пор эту сценку все напоминают…» Призом был награжден и Никулин – за эпизод с почесыванием ноги.

Любимые  фильмы  ЛЕОНИД ГАЙДАЙ  И КОМПАНИЯ

Наталью Варлей «открыл» режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич –  отец-создатель «Д’Артаньяна и трех мушкетеров». В Одессе во время гастролей Московского цирка он обратил внимание на красивую девушку-канатоходку. Под самым куполом, балансируя на подвешенной трапеции, Наташа отбивала ритмы испанских танцев. Режиссер тут же предложил ей главную роль в своем фильме «Формула радуги». Но худсовет ее не утвердил, и она сыграла лишь в эпизоде.

Студентка, комсомолка, спортсменка...

Долго не могли найти актрису на роль племянницы товарища Саахова – Нины. Гайдай предъявил строгое требование к претенденткам: «Девушка должна сразу же обратить на себя внимание». Ассистенты привозили фотографии со всех концов страны, было сделано свыше 500 фотопроб. Выбор героини на роль «Кавказской пленницы» превратился в своеобразный конкурс красоты среди самых обаятельных и очаровательных актрис советского кино. В финале пробы проходили Анастасия Вертинская, Лариса Голубкина, Елена Коренева, Раиса Недашковская, Жанна Болотова, Наталья Селезнева. Но победила никому не известная тогда 19-летняя артистка цирка Наталья Варлей. А в апреле 67-го ей уже подражали миллионы советских женщин, выбирая такую же прическу – каре с челкой. Сама же Наталья Владимировна рассказывает, что этот образ у нее родился по воле несчастного случая – до этого она носила длинные волосы, завязанные в тугой хвост. Но за пару месяцев до проб на роль Нины во время исполнения циркового номера получила по лбу табуреткой, и ей пришлось срочно сделать челку.

«Она ничего не умела делать в кино, – вспоминал Гайдай, – но был в ней природный артистизм, которому подвластно многое...».

Ослица Люся знаменитой стала в 1966 году, когда на экраны вышел фильм «Кавказская пленница». Родилась она 15 апреля 1948 года в Средней Азии. Средняя продолжительность жизни ослов – 30-40 лет, но Люся прожила жизнь до своего векового предела – 60-ти. Она являлась жительницей Ялтинского зоопарка, а поскольку кинокартина снималась в Крыму, то ассистенты режиссера Гайдая недолго думая заглянули туда и присмотрели эту копытную симпатягу в напарницы Шурику.
«Намучились мы с этой упрямой животиной, – вспоминает Владимир Этуш. – Когда нужно идти – стоит, а нужно стоять – идет. Леонид Гайдай очень осторожно относился к ослу, говорил, мол, животное библейское, так что «товарищи актеры, будьте аккуратны». Животное ладило только с Сашей и Наташей Варлей – они его сахарком подкармливали. Демьяненко называл осла «ушастым», и тот откликался. Под конец съемок ишак за Сашей хвостом ходил. Когда эпизод с упрямством осла снимали, долго уговаривали его постоять, а он – скотина умная – знает, что у Сашки в кармане сахар, и за ним бежит. Дублей 30 делали. Александр даже переодел штаны – чтобы запаха сахара не осталось. А животина не отлипает! Решили другой эпизод снимать. Так это животное ускакало куда-то за поворот. Через секунду послышались треск, крики и ослиные вопли. Глядим – из-за поворота вываливается группа разгневанных товарищей и требует возмещения убытков за покалеченный «Москвич». Но когда ребята увидели легендарную троицу – Вицина, Моргунова и Никулина, заулыбались, автографы попросили. Инцидент был улажен»...
Через много лет Федор Бондарчук, снимая «9 роту» решал непростую задачу – для сцены со стариком-афганцем понадобилась ослица. Съемочная группа обратилась в Ялтинский зоопарк, объяснив, что нужно животное, которое не боится камеры и громких звуков. Им посоветовали Люсю. И свою новую роль в «9 роте» ослица сыграла отлично!

А еще 55-летняя упрямица тряхнула стариной и снялась в сериале «Спецназ». Три дня скакала по горам в окрестностях Бахчисарая. Она и три ее собрата участвовали в эпизоде «боевых действий». Когда пиротехники устроили взрывы, а актеры массовки кинулись врассыпную, ослы остались на месте: они просто не испугались. Сняли только с третьего дубля. Кстати, там же в горах о киношном прошлом Люси узнал «спецназовец» Якут, которого играл Влад Галкин. Он сфотографировался с осликом, а потом, уже в Москве, показал этот снимок Варлей. Наталья

Артистка Люся

Ослица Люся знаменитой стала в 1966 году, когда на экраны вышел фильм «Кавказская пленница». Родилась она 15 апреля 1948 года в Средней Азии. Средняя продолжительность жизни ослов – 30-40 лет, но Люся прожила жизнь до своего векового предела – 60-ти. Она являлась жительницей Ялтинского зоопарка, а поскольку кинокартина снималась в Крыму, то ассистенты режиссера Гайдая недолго думая заглянули туда и присмотрели эту копытную симпатягу в напарницы Шурику. «Намучились мы с этой упрямой животиной, – вспоминает Владимир Этуш. – Когда нужно идти – стоит, а нужно стоять – идет. Леонид Гайдай очень осторожно относился к ослу, говорил, мол, животное библейское, так что «товарищи актеры, будьте аккуратны». Животное ладило только с Сашей и Наташей Варлей – они его сахарком подкармливали. Демьяненко называл осла «ушастым», и тот откликался. Под конец съемок ишак за Сашей хвостом ходил. Когда эпизод с упрямством осла снимали, долго уговаривали его постоять, а он – скотина умная – знает, что у Сашки в кармане сахар, и за ним бежит. Дублей 30 делали. Александр даже переодел штаны – чтобы запаха сахара не осталось. А животина не отлипает! Решили другой эпизод снимать. Так это животное ускакало куда-то за поворот. Через секунду послышались треск, крики и ослиные вопли.

Глядим – из-за поворота вываливается группа разгневанных товарищей и требует возмещения убытков за покалеченный «Москвич». Но когда ребята увидели легендарную троицу – Вицина, Моргунова и Никулина, заулыбались, автографы попросили. Инцидент был улажен»...

Через много лет Федор Бондарчук, снимая «9 роту» решал непростую задачу – для сцены со стариком-афганцем понадобилась ослица. Съемочная группа обратилась в Ялтинский зоопарк, объяснив, что нужно животное, которое не боится камеры и громких звуков. Им посоветовали Люсю. И свою новую роль в «9 роте» ослица сыграла отлично!

А еще 55-летняя упрямица тряхнула стариной и снялась в сериале «Спецназ». Три дня скакала по горам в окрестностях Бахчисарая. Она и три ее собрата участвовали в эпизоде «боевых действий». Когда пиротехники устроили взрывы, а актеры массовки кинулись врассыпную, ослы остались на месте: они просто не испугались. Сняли только с третьего дубля. Кстати, там же в горах о киношном прошлом Люси узнал «спецназовец» Якут, которого играл Влад Галкин. Он сфотографировался с осликом, а потом, уже в Москве, показал этот снимок Варлей. Наталья Владимировна сразу же узнала Люсю – о тех «крымских каникулах» актриса до сих пор вспоминает с ностальгией.

Маленькие секреты «Кавказской пленницы»

Итак, Шурик отправляется на Кавказ  в поисках старинных обычаев, высказываний и других этнографических прелестей. Местные жители с характерным акцентом наперебой приглашают студента засвидетельствовать очередной тост, подкрепленный бутылкой доброго сухого вина. Что было дальше, мы знаем. Но не все. Например, то, что Кавказ Гайдай нашел в Крыму, где проживала его бабушка, у которой в детстве Леонид Иович был частым гостем...

Правда, «речные» эпизоды снимались не в Крыму, а под Сочи, у горной речки Мзымта. Здесь чуть не произошел несчастный случай. Спальный мешок с Демьяненко несся по реке, как было продуманно по сценарию. В определенном месте его должны были подхватить страховщики, но не сумели – поток понес артиста дальше по течению. Объявили тревогу и организовали погоню. Только через несколько десятков метров мешок с перепуганным Шуриком все-таки выловили.

Были моменты и в Симферополе: помните, психбольницу, в которую упекли Шурика? Это здание консервного завода имени 1 мая на улице Севастопольской! Многие симферопольцы помнят его белый длинный забор. Но главное место съемок находилось в 4 км к северу от Алушты. Для жителей города-курорта и его окрестностей «Кавказская пленница» в буквальном смысле народное кино. Дотошные краеведы подсчитали, что в массовках и эпизодах промелькнуло без малого 450 лиц и спин местных жителей! Так, в эпизоде, где дорогу переходит утка с утятами, были задействованы домашние птицы Марины Федоровны Кондрашкиной из Лучистого. А шоферу Ивану Григорьевичу Иванченко даже пришлось выступить в качестве дублера Евгения Моргунова. Он был колоритной личностью, невероятной силы мужик –  свой ГАЗ-51 мог запросто приподнять. Это он в шлеме и полосатой майке Бывалого вносит во двор Крапивных  холодильник – часть калыма за Нину. Выручку от уроков твиста Трус тоже пересчитывает не своими руками! Это руки Павла Прокофьевича Морозова. Он освобождал Алушту от немцев, а после войны работал финансистом. Когда снимали картину, ассистенты Гайдая обратились в банк с просьбой: им нужен был человек, который умеет очень быстро считать купюры. Посмотрели, как это делает кассир Морозов, и отсняли несколько дублей...

Сегодня любой житель села Лучистого с удовольствием покажет вам десятки мест, где ступала нога героев Никулина, Вицина, Моргунова, Варлей, Демьяненко... И объяснит, как пройти к большому грецкому ореху под Демерджи, на котором сидел Балбес и метко кидал орехи в Шурика. Дерево очень старое – ему около 600 лет, и есть табличка «Никулинский орех». Туристы любят фотографироваться возле него. Кстати, эпизод, где Балбес падает с ломающейся ветки, никто не планировал – все произошло само собой и очень натурально.

Увидеть живых свидетелей съемок всенародно любимых комедий Гайдая может любой желающий – нужно лишь пройтись пешочком от Лучистого к подножью горы. И может, именно вам старый орех откроет другие тайны. Например, откуда в этой местности взялся гималайский медведь и почему на нем отчетливо виден ошейник? И шепотом поведает, что рядом с «диким зверем» на съемках всегда присутствовал дрессировщик Ялтинского цирка Миша Звонарев...

Хотя в этом году «Кавказской пленнице» исполняется 47 лет, в округе с тех пор ничего не изменилось. Сохранился камень, на котором Нина выплясывала твист и напевала известную всем песенку про медведей, и пещера, откуда этот самый гималайский медведь выскочил прямо на наших героев. А внучатый племянник знаменитого ослика Люси возит на себе желающих за небольшое вознаграждение.

Красное авто

 «Кавказскую пленницу» мы знаем наизусть. Поэтому не могли не запомнить красный автомобиль, на котором разъезжает знаменитая троица ВиНиМор. Но вот что это за модель, сказать может далеко не каждый. И, возможно, марка и модификация авто так бы и остались загадкой, если бы не то обстоятельство, что это была личная машина Юрия Никулина. Автомобиль немецкого производства назывался Adler Trumpf и снимался под своим регистрационным номером 91-63 ЮАР. А в Крыму на «Трумпфе» появилась знаковая советская деталь – фигурка оленя на капоте. Ездили за ней аж в Симферополь, и там, на толкучке, купили оленя от ГАЗ-21 – за 25 рублей! Дорого дали по тем временам. Но искусство, как говорится, требует жертв...
После съемок фильма Никулин приобрел новый автомобиль, и «Трумпф» долгое время стоял в цирковом гараже, пока до него, уже после смерти Юрия Владимировича, не добрался скульптор Александр Рукавишников, решивший соорудить памятник великому артисту. Он сделал точную копию автомобиля в натуральную величину и поставил ее рядом со скульптурным изображением Юрия Никулина. Памятник появился рядом на Цветном бульваре у здания старого цирка 3 сентября 2000 года. Скульптура весит более 3,5 тонн. Машину отливали в Минске, а фигуру Никулина – в Италии. Сам же автомобиль сегодня хранится в запасниках «Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов».

Картину спас Брежнев

По единогласному мнению творческой группы, фильм удался. Удался настолько, что, несомненно, обгонит «Операцию «Ы» по всем показателям! Но... на киногруппу обрушился вал критики и обвинений в антисоветчине. Цензуре не нравились шутки, песни, легкомысленность повествования и серьезность затронутых проблем. Одним словом – цензуре не нравилось ничего. Было проще положить фильм «на полку» и признать полное фиаско, нежели превращать яркую комедию в ее слабое подобие.

Уже с первых кадров солидная комиссия, собравшаяся на просмотр, схватилась за голову. Увидеть, что советская картина начинается с самой известной надписи на заборе... Это было немыслимо! Но именно такое начало придумали вместе режиссер Леонид Гайдай и актер Юрий Никулин: Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву «Х». Следом  появляется Балбес и дописывает букву «У». Увидевший это безобразие милиционер заливается трелью свистка. Но Балбес, не растерявшись, дописывает: «...дожественный фильм». Заставку эту, естественно, запретили, а съемочную группу обвинили в хулиганстве. И в начале появляется Шурик на осле. Дальше цензура только успевала вырезать из картины «сомнительные» моменты.

Объектом критики стала и «Песня о султане».  Казалось бы, вставной музыкальный номер, где Никулин в роли шейха. Но в строчках увидели пропаганду аморального образа жизни. В итоге в фильм вошли только два куплета из четырех: первый и последний. Через несколько лет после премьеры фирма «Мелодия» выпустила пластинку с песнями из «Кавказской пленницы», и Никулин записал все четыре куплета. Эти песни растиражировали все радиостанции, поэтому у многих возникло ощущение, что и в фильме они слышали слова целиком.

Со второй песней «О медведях», ставшей настоящим хитом, обошлись тоже не очень гуманно. Гайдай хотел, чтобы  Наталья Варлей исполнила песню, да такую, чтобы ее запела вся страна. Заказал композитору Александру Зацепину мелодию. Однако к словам придрался худсовет – почему «чешут» медведи спину? У них блохи? «Не эстетично, срочно переделать!» После чего «чешут» заменили на «трутся спиной медведи».

А потом пришел черед эпизода, когда Фрунзик Мкртчян на реплику «жены», мол, как же ты мог украсть такую девушку, отвечает: «А в соседнем районе жених украл члена партии!»

– Эти слова оскорбляют и порочат членов партии! Уберите! – сказали чиновники.

Выход нашел Никулин: «Все дело в акценте Мкртчяна. Давай я за него скажу». Он произнес фразу, сплевывая арбузные косточки, столь по-дурацки, что стало понятно – это ж Балбес, что с него возьмешь?

А вал все катил и катил... Секретарь местной парторганизации уловил сходство между фамилией Саахов и своей собственной – он был Сааков. Заключение было категоричным: «Надо переозвучить!» Положение опять спас Никулин, который пошел к министру культуры. Екатерина Фурцева увидела его в приемной и спросила: «Какими судьбами? Проходите». На что Никулин сказал: «Понимаете, Екатерина Алексеевна, из-за личных амбиций кое-кто готов сорвать производственный план киностудии... Не понравилась фамилия – и сразу давайте переозвучивать. Громадные государственные деньги могут вылетать в трубу по прихоти единственного человека». Фурцева мигом схватила за телефонную трубку, набрала соответствующий номер и рявкнула отнюдь не по-женски: «Это что за идиотизм?» На другом конце провода испуганно ответили: «Что вы, что вы, так вопрос никто не ставил!»

Наконец оставалась комиссия в Госкино СССР вместе с председателем, заявившим: «Этот фильм выйдет на экран только через мой труп». Просмотр проходил в пятницу, а в понедельник все собрались для окончательной расправы. И вдруг появляется этот большой начальник и присваивает фильму высшую категорию! Оказалось, что в Госкино позвонили и сказали, что Брежнев захотел посмотреть какую-нибудь новую комедию. На свой страх и риск отправили забракованный фильм Гайдая. «Кавказская пленница» так понравилась генсеку, что он за выходные пересмотрел ее несколько раз, показал жившим по соседству членам политбюро ЦК и, пересыпая свою речь репликами из фильма, поздравил по телефону Алексея Романова с очередной победой советского кинематографа.

«Кинокукиш» от Леонида Гайдая

Если бы какой-нибудь американский режиссер снял два фильма подряд с такими кассовыми сборами, какие были у «Операции «Ы» и «Кавказской пленницы», он проснулся бы мультимиллионером – успех Гайдая в 60-х никакому Спилбергу и не снился!

Новая кинокомедия про Шурика заняла 4 место среди абсолютных лидеров советского проката – в год выхода на экраны ее посмотрели более 76 млн зрителей. На «Кавказскую пленницу» было продано на 30 млн билетов больше, чем на популярные французские картины о «Фантомасе»! Знаменитая кинотроица ВиНиМор плюс примкнувшие к ним Александр Демьяненко, Фрунзик Мкртчян и Владимир Этуш переиграли таких мастеров комедии, как Луи де Фюнес и Жан Маре. Больше аудитории потом оказалось только у советских кинохитов – «Пираты ХХ века», «Москва слезам не верит». И у еще одной гайдаевской ленты – «Бриллиантовая рука».

Искрометная комедия подарила народу множество фраз, которые быстро стали крылатыми: «Птичку жалко...», «Мементо мори. – Моментально в море», «Короче, Склихасовский!», «Бамбарбия, кергуду», «Я, извините, переоденусь. – Не беспокойся, в морге тебя переоденут!»

Любимые  фильмы  ЛЕОНИД ГАЙДАЙ  И КОМПАНИЯ

Скульптурную композицию, посвященную фильмам Леонида Гайдая, установили в Иркутске, на площади Труда, у здания цирка,  в октябре 2012 года. Скульптурная композиция из четырех фигур отлита из бронзы, ее вес составляет более 5 тонн. Высота персонажей – по 2,5 метра

Конечно, вряд ли современная молодежь понимает, в чем, собственно, хохма в диалоге героев Никулина и Мкртчяна: «Это, как его, волюнтаризм. – В моем доме попрошу не выражаться!» Слово как слово. А между тем «волюнтаризмом» клеймили в СССР период правления Никиты Хрущева, снятого с должности первого секретаря ЦК КПСС за несколько лет до выхода фильма. Такой вот кинокукиш в кармане от Гайдая. Нам остается лишь радоваться тому, что у Леонида Ильича оказалось неплохое чувство юмора и «кукиш» Гайдая его не смутил. Скорее, даже позабавил.

В сентябре 1966-го, режиссер Леонид Гайдай торжественно объявил: «Фильм «Кавказская пленница» снят!» На свет появилась картина, ставшая веселым достоянием советского кинематографа. С тех пор «Кавказская пленница» пленила всех – и навсегда.

(Продолжение следует)

Лилия ВИШНЕВСКАЯ

Прочитано 463 раз
Лилия Вишневская

Эл. почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

 

Украина
04080 Киев
ул. Тульчинская, 9-Б
Главный редактор : Сергей Чижиков

https://twitter.com/zoo_sv

Статистика



Просмотреть полную статистику

Журналы

Top
Если нашли ошибку, выделяете её мышкой и нажимаете сочетание CTRL+ENTER