Архив журналов






Совсем скоро «Бриллиантовой руке» Леонида Гайдая исполняется 45 лет! Комедия вышла в прокат в июне 1969 года и принесла Гайдаю триумф: фильм посмотрело около 77 млн человек, а по ТВ – и вовсе несметное количество...

Авантюрный сюжет

Идея сценария пришла в голову Якову Костюковскому после прочтения серии статей журналиста А. Сахнина в газете «Правда», посвященных борьбе с контрабандистами. В одной из заметок упоминался оригинальный способ провоза ценностей – в гипсе. Рабочее название фильма так и звучало – «Контрабандисты». Поначалу сюжет должен был быть таким: простой советский человек Семен Семенович Горбунков, отправившись в заграничное турне, оказался в центре контрабандистской махинации. Сразу же по возвращении из круиза за ним начали охотиться контрабандисты, чтобы вернуть бриллианты, которые незадачливый турист перевез через границу. И тут в неравный бой за возвращение драгоценностей в «закрома Родины» вступает доблестная советская милиция. Забегая вперед скажем, что когда фильм уже вышел в прокат, в журнале «За рубежом» появилась информация об авантюристах, которые, посмотрев «Бриллиантовую руку», решили воспользоваться той же идеей. И тоже потерпели фиаско...

ZOO•БИЗНЕС №4/2014

  • Авантюрный сюжет
  • Никулин – Горбунков
  • Миронов – Граф
  • Папанов – Лёлик
  • Каневский – Малыш
  • Творческие придумки
  • Тайна Горбункова
  • Черные кошки Гайдая
  • Когда собака стала другом человека?
  • «Взрыв не уберу!»
В

Весь сценарий «Бриллиантовой руки» писался специально под Юрия Никулина. Вот заявка сценаристов Якова Костюковского и Мориса Слободского: «...На этот раз мы совместно с режиссером Гайдаем решили временно отказаться как от нашего героя Шурика, так и от популярной троицы... Юрий Никулин будет играть уже не Балбеса, а центральную комедийную роль. Это будет скромный служащий отнюдь не героического вида и нрава, волею обстоятельств попадающий в самую гущу опасных приключений...»

Когда сценарий был утвержден, у Гайдая не было отбоя от помощников. Все лучшие декораторы, операторы и осветители хотели работать только у него. Киношный народ был уверен, что все время съемок они будут нежиться на заграничном капиталистическом курорте. Каково же было разочарование, когда Гайдай во всеуслышание объявил: снимать он будет дома. Так Баку превратился в Стамбул – город контрастов, внутренности приморского ресторана «Плакучая ива» снимали на «Мосфильме», а ради морских видов группа уезжала в Сочи, Адлер и окрестности Туапсе.

Никулин – Горбунков

Итак, претендентов на главную роль в гайдаевской комедии, кроме Никулина не было. Более того, в «Союзцирке» известному клоуну даже отпуск на полгода дали, чего ранее никогда не делалось. И вправду, если приглядеться к Семену Горбункову, он, словно Одиссей, проходит в картине все искушения-испытания: драгоценностями, деньгами, стриптизом, выпивкой, но при этом способен подраться с агентами КГБ и выстрелить в контрабандистов. Роль будто списана с самого Никулина, который только казался безобидным, но как фронтовик, прошедший две войны – Финскую и Великую Отечественную, отпор мог дать любому.

Кстати, в картине снялась вся семья Никулиных. Жена Татьяна – в роли бдительного экскурсовода в Стамбуле. Сын Максим – это мальчик с сачком, указавший Геше путь к спасению с острова, кстати, насыпанного вручную для съемки. Нынешний директор Цирка на Цветном бульваре получил тогда увесистый пинок от Миронова. «Дядя Леня Гайдай сказал мне: «Ты будешь стоять в воде, мимо пройдет Андрей, ударит тебя, и ты упадешь», – вспоминает сегодня Максим Никулин. – Я все делал, как надо: ковырялся с сачком, а когда приближался Миронов, падал. Но падал заранее, поэтому испортил три дубля. После этого Гайдай позвал меня и сказал: «Все, Андрей тебя трогать не будет, он просто пройдет мимо». Я поверил, и зря... Потому что Миронову он сказал: «Пни его посильнее». И он как пнул меня от души! Я упал в воду и закричал: «Что же вы, дядя Андрей?!» Эпизод был снят. А я тогда понял, что хлеб артиста совсем нелегок». Заметим: оба обыграли сцену так натурально, что на Гешино «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!» примчался настоящий катер со спасателями!

На съемках с Никулиным произошла курьезная история. Творческая группа жила в одной из гостиниц в Сочи, в подвале которой оборудовали костюмерную и реквизиторскую, где хранили двойника Никулина из папье-маше: фигуру должны были сбрасывать с высоты в 500 метров. Помните сцену, когда Горбунков выпадает из багажника «Москвича», зацепленного вертолетом, и получает перелом ноги? Так вот, манекен накрыли простыней, чтобы не пылился. Уборщица, когда убирала в помещении, приподняла простыню и обомлела… Никулин! Она побежала с криками: «Там мертвый Никулин!». Через несколько часов новость разлетелась по всему Сочи. Узнав об этом, Юрий Владимирович срочно позвонил в Москву – предупредил мать, чтобы та не беспокоилась. И правильно сделал: на следующий день «скорбная весть» достигла Белокаменной.

Миронов – Граф

 

Любимые  фильмы. ЛЕОНИД ГАЙДАЙ И КОМПАНИЯ

В 2010 г. в Новороссийске, в Цемесской бухте, был открыт памятник Геше Козодоеву. По словам скульптора, это не памятник Миронову, а именно образу Графа. Он установлен на специально созданном островке, в отмель его видно,  а в прилив памятник и вправду стоит в воде, как и в киноленте.

Когда 25 апреля 1968 года начались съемки «Бриллиантовой руки», Андрей Александрович Миронов вовсе не был звездой, скорее – начинающим киноактером, о котором говорили лишь как о сыне звездных родителей. Да и сам Гайдай не очень-то видел его в роли Геши, однако рискнул и пригласил на пробы... Чему мы сегодня несказанно рады. Ибо Козодоев в исполнении Миронова получился незабываемым. И мало кто знает, что съемки доставляли молодому актеру не только радость... Помните, как герой Миронова заблудился в лабиринте узких заграничных улочек? Сцену снимали в жару, а стиляга Граф был одет в плотную белую водолазку и япон¬ский костюм из синтетики. Другой бы просто взмок, а у Миронова обострилась хроническая болезнь, стала мучить страшная экзема. От постоянного грима ситуация только ухудшалась, но гримеры продолжали старательно замазывать красные пятна на лице актера, и зритель ничего не заметил. Позже газеты писали, что судьба протянула Андрею Миронову «свою бриллиантовую руку».

За кадром осталась и неприятная ситуация, произошедшая во время работы над «Бриллиантовой рукой». Снимали сцену в ресторане «Плакучая ива», где Никулин поет свою знаменитую песню «Про зайцев», а потом начинается потасовка… По сценарию Никулин и Миронов в обнимку разбивают огромное стекло и вываливаются на улицу. Но едва они только выпрыгнули, как сверху, словно гильотина, рухнула верхняя оставшая¬ся часть стекла. Если бы Миронов с Никулиным прошли секундой позже, страшно представить, что бы произошло. На съемочной площадке тогда все по¬бледнели, а Гайдай сказал: «Второго дубля не будет, крушите все». И ресторан – точнее, его декорацию на «Мосфильме» – полностью разрушили.

Папанов – Лёлик

На роль Лёлика пробовались два прекрасных актера – Михаил Пуговкин и Анатолий Папанов. На пробах победил второй, хотя радости по этому поводу он не испытывал. «Папа недолюбливал своего Лёлика, – рассказывает дочь актера Елена Папанова. – Его всегда тянуло к драме, к серьезным психологическим ролям, а тут Гайдай просил сыграть идиота с двумя извилинами в голове. Но, как показало время, режиссер не ошибся: многие цитаты этого персонажа ушли в народ: «Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты», «Будет тебе там и ванна, будет и кофе, и какао с чаем», «Буду бить аккуратно, но сильно», «За чужой счет пьют даже трезвенники и язвенники»... И многие другие…»

Каневский – Малыш

Александр Каневский, сыгравший роль Малыша – контрабандиста-аптекаря из Стамбула, любит вспоминать то время. «Лечу в Баку на съемки, там примеряю костюм, а он сшит криво! – рассказывает актер. – Выскакиваю в одних штанах и кричу Гайдаю: «Мне не в чем сниматься!» «А это что за волосатый костюмчик?» – указывает он на мой голый торс. – Вот так и снимайся!». А после еще долго дамы-зрительницы, стесняясь, любопытствовали: а правда, эти волосы свои?

Кстати, у актера была еще одна роль в этой картине. Он сыграл «нижнюю часть» Никулина в сцене, где тот падает и говорит: «Черт побери!» Операторы требовали, чтобы нога Горбункова взлетела и точно попала в кадр, чего у ЮрияВладимировича никак не получалось. Пять раз падал, и все зря… Каневский предложил свои услуги и с первого дубля свалился так, как надо. Потому и ботинки на экране разного цвета: один идет, другой летит вверх от удара...

Недавно Александр Каневский в Баку снимал свою передачу «Следствие вели…» Был перерыв, Каневский присел на ступеньки той самой «Аптеки». В этот момент подъехал экскурсионный автобус, и милая девушка рассказывала туристам о съемках знаменитой «Бриллиантовой руки». Каково же было их удивление – нет, даже шок, когда они увидели весьма постаревшего Малыша, как и много лет назад, сидевшего на том же самом месте! А уже через минуту Каневский раздавал автографы хохочущей публике.

Любимые  фильмы. ЛЕОНИД ГАЙДАЙ И КОМПАНИЯ

Один из самых смешных эпизодов, – это когда к испуганному Горбункову подходит здоровенный детина в цепях и происходит следующий диалог: «Папаша, закурить не найдется?» – «…» – «Ты что, глухонемой?» – «Да!». Дело происходило в подземном переходе на Ленинском проспекте, ранее там был туалет. В роли детины выступил корреспондент журнала «Смена» Леонид Плешаков, согласившийся ненадолго сменить профессию ради интервью с Никулиным. Эпизод снимался 4 часа!

Творческие придумки

Создание фильма – творческий процесс, когда важно все, а суть – в мелочах. Это особенно относится к комедиям, и Гайдай был в этом деле настоящий мастер. Но и ему на съемках приходилось порой несладко, не говоря об актерах и техническом персонале. Так что импровизаций в фильм вошло достаточно.

В эпизоде, где сын Горбункова кидается мороженным в Миронова, на самом деле использовался творог – он лучше «ляпался». А кидался не мальчик, а ассистент режиссера. Воспитанному советскому ребенку не хватало смелости «запулить» творогом в известного актера.

Актриса Нина Гребешкова, супруга Гайдая, вообще не хотела играть Надю, считая, что «какая-то она бело-розовая пастила». И «отомстила» мужу фразой «Шуба подождет!» В семье Гайдая копили, оказывается, на шубу, но выпала немыслимо счастливая возможность приобрести от «Мосфильма» машину. Да уж, разумеется, «шуба подождет»…

Знаменитое «Идиот, тьфу!» Анатолия Папанова в сцене рыбалки – тоже импровизация.

Чего-то там оператор замешкался, уже шел третий дубль, а вода под Туапсе +8 градусов. Тогда Анатолий Дмитриевич не выдержал и приложил крепким словцом неумеху – вот вам и итог, ставший классикой. Язык местных контрабандистов – совместная придумка Гайдая и Никулина. Максим Никулин приоткрыл эту тайну: «Хоть сценарий и писался под отца, он был не слишком им доволен. Каждый вечер он с Гайдаем садился и переписывал его. Многие шутки они придумали при мне. Например, шуточный язык – абракадабру, на которой говорят стамбульские контрабандисты». Кстати, Леонид Каневский, играющий одного из них, вставил в свою «иностранную» речь слово «березина» – это фамилия его будущей жены, дочери известного комика Ефима Березина – Штепселя. А сам Гайдай, поссорившийся на съемочной площадке с Нонной Мордюковой, у которой был ну очень непростой характер, вложил в уста контрабандистов такое колоритное ругательство, как «мордюк».

Тайна Горбункова

Конечно, кое-что было все-таки убрано. Помните, как управдомша тов. Плющ возмущалась перед перепуганной женой Семена Семеновича: «И я не удивлюсь, если завтра узнаете, что ваш муж тайно посещает любовницу!» Приглядевшись, вы заметите, что при этом Мордюкова произносит совсем другое слово – не «любовница», а «синагога». В Сочи, где в основном снимался фильм, действительно была в те годы как бы синагога – помещение в обыкновенном здании, где собирались местные иудеи. Так почему нужно было ее убирать? Скорее всего, тут важно время. Съемки фильма начались в 1969 году, а в 1967-м прошла «Шестидневная война» между Израилем и Египтом и закончилась она победой евреев, тогда как СССР поддерживал Египет. И без того сложные отношения с Израилем испортились вконец, и упоминание о чем-то еврейском считалось крамолой. Желание Гайдая вставить такой эпизод понятно, вот, мол, даже в комедии советский человек политически подкован и не допустит разных там шатаний. Но худсовет на всякий случай решил изменить фразу Мордюковой – пусть уж лучше будет любовница.

Черные кошки Гайдая

Всеми любимый режиссер советских комедий Леонид Иовович Гайдай любил снимать кошек в своих фильмах. Черная кошка в фильмах Гайдая встречается, начиная с «Приключений Шурика», путешествуя из картины в картину. И этому есть одно объяснение. Дело в том, что режиссер Гайдай всегда разбивал перед началом съемок фильма тарелку на счастье. Но однажды, тарелка не разбилась и съемки отложили. Тогда Гайдай решил подстраховаться. Он верил в мистическую силу черных кошек, считал: они приносят удачу, С тех пор в каждой его картине присутствовала черная кошка.

Всего на съемках у Гайдая было задействовано девять хвостатых «артистов». В «Приключениях Шурика» есть кадр, когда студент-очкарик и Верзила ползут вдоль трубы и сталкиваются нос к носу, они видят выпрыгнувшего из трубы черного котенка. В «Бриллиантовой руке» черный кот задействован как настоящий артист. Благодаря трюкам, он становится почти самостоятельным действующим лицом в кошмарном сне Геши Козодоева.

В фильме «12 стульев» в комнате автора «Гаврилиады» Ляписа-Трубецкого на стуле под газетой спал черный котенок, его спугнул Киса, когда решил умыкнуть столь необходимый ему предмет мебели работы мастера Гамбса.

В комедии «Иван Васильевич меняет профессию» черный кот первым проникает из квартиры в царские палаты, а в конце шапка Мономаха превращается в этого кота.

В комедии «Не может быть» во второй новелле черный котенок перебегает дорогу герою Владимира Даля, когда тот спешит на свидание.

Аркадий Инин рассказал, что Гайдай несколько дней мучился погоней для «Частного детектива…». Сцену сняли, всем она нравилась, а его что-то не устраивало, что-то раздражало. Успокоился он только тогда, когда разыскал крупный план черной кошки и врезал его в уже готовый материал. Излишне говорить, что кошка как таковая к сюжету никак прикреплена не была, в гонке не участвовала и больше на экране не появлялась. Но именно с ней пришел ритмический акцент, удар, синкопа. То, без чего кинопогоня просто не существует...

Как видим, мистическое животное, которое считается предвестником несчастья, для Гайдая было своеобразным талисманом на удачу.

Когда собака стала другом человека?

Собаке посвящено наибольшее количество пословиц, афоризмов и фразеологизмов среди животных. Что первое приходит на ум при слове «собака», конечно, друг человека. Впрочем, в изначальном варианте эта пословица звучала так: «Собака друг, а лошадь ворог», о чем читаем в сборнике «Пословицы и поговорки русского народа» Владимира Ивановича Даля. Другом человека она стала в середине XX века с легкой руки Леонида Гайдая устами Семена Семеновича в «Бриллиантовой руке»: «А вот я был в Лондоне… так там собака – друг человека!» Эта знаменитая фраза была произнесена в защиту маленького терьерчика, которому не разрешалось ходить по газонам.

А еще в этом фильме «работал» верблюд. Что интересно – работал внештатно. Просто в какой-то момент, на бакинских съемках «заграницы», режиссер понял: «Нам нужен верблюд!» А было так… В день прилета в Баку Леонид Иович увидел на трассе регулировщика, и у него родилась идея, чтобы перед милиционером прошел верблюд. Но в Баку верблюдов нет. Напрасно было возражать, что животное не включено в смету, теперь его где-то надо искать, заказывать, транспортировать, сопровождать, кормить – это ж какие деньги!


   – Нам нужен верблюд!

И тогда ассистент режиссера Саша Бродский пообещал: «Будет вам верблюд!». На ночь он исчез, а к утру верблюд появился. Бесплатный и «беспаспортный», так и не включенный в смету расходов. Жаль только, что безымянный. То есть, имя у него, конечно же, было, но оно осталось неизвестным истории. Так же, как и хитрость Саши Бродского, сумевшего раздобыть столь нужное Гайдаю животное на один съемочный день.

«Взрыв не уберу!»

Поначалу «Бриллиантовая рука» заканчивалась… атомным взрывом: в море вырастал устрашающий «гриб». Этот последний кадр одной из лучших советских комедий просуществовал ровно неделю, но зачем он понадобился Гайдаю в веселой комедии? Да затем, чтобы «взорвать» цензуру. Бдительные «искусствоведы в штатском» потребовали внести в фильм 40 поправок. А на съемках постоянно присутст¬вовал «контролер» – капитан КГБ: уж больно сюжетец подозрительный. Что это за аморалка такая на советском экране? Проституток – две, милиция пассивна, пьют без меры, хулиганят. Да и коронный номер Миронова – песня «Остров невезения», цензорам не нравилась: «Все равно петь ее не будут»... А в итоге и сцена со стриптизом Светличной, и другие, вошедшие в те самые 40 поправок, остались. Почему? А потому, что Леонид Иович, уже обвиненный в «поклепах на Советскую власть» за прежние свои фильмы, предусмотрительно «прикрепил» в хвост фильма этот самый взрыв, чем окончательно добил приемную комиссию. «Взрыв ни за что не уберу!» – держался режиссер «из последних сил». Но потом «сдался». Комиссия вздохнула спокойно, а про 40 поправок на радостях забыла. Даже про стриптиз. И про то, что Лелик слегка напоминает Брежнева, особенно крепким поцелуем с Гешей, – тоже.

О легендарном фильме можно говорить бесконечно. Что ни кадр – то уморительная шутка, что ни фраза – восторг! Как сказал когда-то Пушкин о поэме Грибоедова «Горе от ума»: «Половина войдет в пословицы». Так и случилось.

Любимые  фильмы. ЛЕОНИД ГАЙДАЙ И КОМПАНИЯ

Эта скульптурная композиция установлена на площади перед сочинским морским портом. Она изображает сцену, когда семейство Горбунковых провожает Семена Семеновича в заграничный круиз. Авторы  – местные сочинские скульпторы Вячеслав Звонов и Александр Бутаев. Памятник создан на средства сочинских предпринимателей.

Лилия ВИШНЕВСКАЯ

Прочитано 664 раз
Другие материалы в этой категории: « Аэродромные собаки Дама без горностая »
Лилия Вишневская

Эл. почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

 

Украина
04080 Киев
ул. Тульчинская, 9-Б
Главный редактор : Сергей Чижиков

https://twitter.com/zoo_sv

Статистика



Просмотреть полную статистику

Журналы

Top
Если нашли ошибку, выделяете её мышкой и нажимаете сочетание CTRL+ENTER