Архив журналов






Все мы неоднократно видели эти великолепные картины начала ХХ века. В бильярдных, в покерных клубах, в катранах... Помните их? Псы, играющие на бильярде, псы, смотрящие бейсбольные матчи, псы, танцующие на маскараде и т. д. обаками их назвать язык не поворачивается, потому что это самые настоящие брутальные, лощеные, франтовые лмчности. Кто и когда задумывался о том, откуда взялись эти картины и кто их автор? Ну а главным трендом этой серии картин является… игра в покер.

К

артины Кассиуса Марселлуса Кулиджа со временем не только не теряют своей актуальности, но и увеличиваются в цене. Настоящее шедевры всегда были и остаются уникальным отражением мирового искусства в покере. Игра, которая приносит игрокам всемирное признание, деньги и мировую славу, магическим образом помогла и художнику, который не только любил засиживаться за карточным столом, но даже изобразил ее на холсте. «Собаки, играющие в покер» – серия картин, принесшая автору все атрибуты успешного покериста.

На все руки... Кулидж

Кассиус Марселлус был очень талантливой личностью – он пробовал себя в качестве журналиста и изобретателя, композитора и банкира, поскольку обладал удивительным талантом получать из любого своего занятия коммерческую выгоду. За эту изобретательность и стремление к получению коммерческой выгоды от своих идей друзья прозвали Кулиджа «Кэшем». Он был богат и успешен, но мировая слава к нему пришла совсем неожиданно, когда ему исполнилось 60 лет. 

ZOO•БИЗНЕС №10/2014

 

  • На все руки... Кулидж
  • Азартные псы
  • Игра в покер по Кулиджу
  • Это американа!
  •  

Вот только в памяти большинства людей его имя ассоциируется не с оперой, которую он написал когда-то, и даже не с одним из его многочисленных изобретений, а с серией картин – рекламных иллюстраций для календаря. Но давайте обо всем по порядку...

Родился Кассиус Кулидж 18 сентября 1844 года в небольшом городке Антверпен, который находится в округе Джефферсон в Нью-Йорке, в семье зажиточного фермера. Свое имя мальчик получил в честь брата – видного государственного деятеля того времени. Учился Кулидж в Литературном институте в Антверпене, хотя то, что он действительно там учился, сегодня почему-то документально не подтверждается – может, просто бросил учебное заведение? В какой-то момент он поступает на курсы при Eastman Business College. Здесь он изучает банковское дело, проходит практику в отделе хранения банковских книг местного финансового учреждениия, и вуаля – в 1871 году находится единственный банк в Антверпене, который соглашается принять новоиспеченного специалиста на работу. Но парень был буквально одержим коммерческими идеями! Сначала он основал газету «Антверпенские Новости», где сам работал в качестве издателя и журналиста. Затем на пару с двоюродным братом купил аптеку в Нью-Йорке. Большинство из этих предприятий были обречены на провал – и магазин, и газета вышла из бизнеса относительно быстро. Первой, кстати, была вовсе не аптека, а маленький продовольственный магазинчик, которым он владел в 1865-1856 годах. Ну, как купил, так и потерял...

За все время своей не очень удачной бизнес-карьеры, прежде чем отправиться в 1873 году в Европу, он выдал на гора немало художественных работ. После возвращения из вояжа Кулидж переехал в Рочестер в Нью-Йорке и начал писать колонки в Watertown Times на основе своего путешествия по Старому Свету.

Следующим этапом в его разносторонней творческой карьере стала опера «Король Галлинипер» – о нашествии москитов на Нью-Джерси, которую он сочинил в 1881 году. А вслед за ней появилось ноу-хау, известное всему миру, хотя многие из вас, дорогие читатели, об этом даже не подозревают! Кулидж придумал те самые щиты-картины с различными изображениями и отверстиями для головы, на фоне которых в прошлом веке так любили фотографироваться туристы, просунув голову в это самое оставленное отверстие. Да-да, это была идея Кэша, а изобретение получило название Comic-передний план. Оно было запатентовано и пошло в производство. Такие щиты-картинки и поныне используют некоторые уличные фотографы в курортных городках Европы и Америки.

В возрасте 64 лет Кассиус Марселлус женился на 29-летней красавице Гертруде. Девушка была «визитной карточкой» художника на его Comic-пе-реднем плане – с нее Кулидж писал фактуру для щитов. Вскоре у них родилась дочь. Семья переехала в Бруклин, где он попытался создать... куриный бизнес, но в который раз потерпел неудачу. В 1934 году в возрасте 90 лет Кассиус Марселлус Ку лидж умер и был похоронен в своем родном городе Антверпене. Позже, в 1977 году, рядом с ним нашла упокоение Гертруда.

Азартные псы

Еще в середине 1870-х годов журналист-художник-и-на-все-руки-мастер Кассиус Кулидж нашел новое занятие – начал иллюстрировать продукцию местных табачных компаний. И что вы думаете он рисовал? Doggys! Несомненно, Кулидж считался одним из лучших художников-карикатуристов своего времени, но настоящую известность, славу и деньги ему принесла знаменитая серия картин с собаками.

В 1903 году фирма «Brown & Bigelow» из Миннесоты, занимающаяся рекламой, сделала Кулиджу заказ на создание иллюстраций для календаря, рекламирующего одну сигарную компанию. Что именно должно было быть изображено на иллюстрациях, Кулидж должен был решить сам. Идея представить собак в образе людей, которую предложил художник, сразу же пришлась по вкусу его работодателям. После того как первые образцы иллюстрированных календарей были выпущены из печати, они произвели настоящий фурор – их можно было встретить чуть ли не в каждом доме, потому как календари «Brown & Bigelow» превратились в символ тогдашней моды! На волне успеха Кассиус Кулидж продал некоторые из оригиналов этих картин за баснословные по тому времени деньги – от 2 до 10 тысяч долларов за картину!

Любимым сюжетом картин этой знаменитой серии являются большие собаки – сенбернары, мастифы, колли, датские доги... делающие то, что могут делать только люди: пьют из бутылок пиво или виски, курят сигары или старомодные пенковые трубки, а еще с увлечением играют в пятикарточный дро-покер. В большинстве случаев они сидят в уютной комнатке вокруг круглого игрового стола, затянутого зеленым сукном. Источник света – затененная лампа, висящая в центре, над столом. Нетрудно догадаться, что игроки в покер на картинах Кулиджа – это представители крупной буржуазии: судьи и прочие законники, бизнесмены, промышленники. Единственные особи
женского пола во всей серии – пара гончих, пытающихся разогнать игроков своими нераскрытыми зонтами на картине «В гостях у больного друга».

Вообще, полная серия состояла из 16 работ, пародийно рассказывающих о тех или иных моментах из жизни среднего класса американского общества – игра в биллиар, азарт на бегах, веселье на рождественской вечеринке... Однако большая ее часть – 9 картин – изображала собак за игрой в покер. Но, что самое удивительное, ни одна из картин этой серии не называется «Собаки, играющие в покер» («Dogs Playing Poker»), хотя сама серия носит именно такое название. Что интересно, две картины из этой серии – «Смелый блеф» («A Bold Bluff») и «Ватерлоо» («Waterloo») – написаны в манере великого живописца XVIII века Уильяма Хогарта, и последовательно рассказывают о смелом блефе сидящего слева на переднем плане сенбернара и затем – о его невероятном выигрыше. Блефующий сенбернар загребает лапой фишки остальных игроков, которые раздосадованы, удивлены, а, может, и разорены! Все как у людей... Как и у людей, в «собачьем» покере бывают самые непредсказуемые ситуации: на одной из картин игроков задерживает полиция («Захват с четырьмя тузами» – «Pinched with Four Aces»). А вот поезд прибывает на станцию в неподходящий для одного из игроков момент, когда у него на лапах оказывается четыре туза, с которыми он мог бы выиграть («Его станция и четыре туза» – «His Station and Four Aces»). Еще на одной картине жены разоблачают мужей, застав их за игрой в покер, не поверив в «легенду» о заболевшем друге, которого надо навестить («В гостях у больного друга» – «Sitting Up with a Sick Friend»).

Почему же в качестве героев были выбраны именно собаки? Сам автор не оставил на этот счет какого-либо ответа или намека, но вот его 92-летняя дочь Гертруда Марчелла Кулидж в интервью «New York Times» в 2002 году призналась, что им самим с матерью было удивительно увидеть именно собак, потому что в доме собаки никогда не жили, только кошки. «Но разве кошку можно представить играющей в покер?», – резюмировала Марчелла.

Игра в покер по Кулиджу

Сегодня во многих мировых казино висят репродукции Кулиджа – их даже включили в пособия для начинающих осваивать эту игру! И вправду, если присмотреться, практически на всех картинах Кассиуса Кулиджа видно, кто из псов проигрывает, кто пытается «сохранить лицо», а кому уже все равно. Профессионалы обнаруживают на рисунках много интересных подробностей, которые понятны только покеристам. Нетрудно и заметить, что любимой карточной комбинацией у Кулиджа являются АААА. Эта весьма редкая в покере рука появляется как минимум на четырех картинах одной серии: «A Friend in Need», «His Station and Four Aces», «Pinched with Four Aces» и «A Stranger in Camp». Известно, что сам Кулидж хорошо играл в покер, поэтому его работы выполнены с такой удивительной точностью. А что до четырех тузов – возможно, за игральным столом он мечтал о выпадении именно этой комбинации ему на руки?

А теперь давайте посмотрим на сами картины и почитаем описание того, что на них изображено.

1. «Друг познается в беде».

Это, пожалуй, самая известная работа Кассиуса Марселласа Кулиджа. Семеро псов сидят за столом, курят сигары и играют в покер. Своему названию картина обязана тому, что происходит на ее переднем плане. Бульдог передает своему другу под столом туза. Именно его ему не хватало для каре тузов. Смысл изображенного на картине
можно рассматривать, как командная игра маленьких собак-игроков против больших боссов. Поодиночке им с крупными собаками не справиться. Кстати, если внимательно приглядеться к деталям, можно заметить, что засидевшиеся за полночь большие собаки почти ничего не выиграли – их стеки фишек очень маленькие. А вот хитрые бульдожки, похоже, мухлевали неоднократно – у них почти все фишки стола.

2. «Смелый блеф».

Бернард не поменял ни одной карты, при этом сделал большую ставку и спокойно смотрит поверх своего соперника – бульдога, сидящего слева от него. Остальные псы тщательно изучают выражение... морды сенбернара, пытаясь понять, что у него на руках и не блефует ли он? Но мы-то видим, что у него только пара двоек. Поймет ли это его соперник? Пес выдвинул вперед очень большую стопку фишек, вызвав изумление остальных собак – в текущем розыгрыше так много денег! Но сенбернару удается сохранить «покерное лицо», что так важно в этой игре. И-и-и– блеф удался, банк у сенбернара, партнеры негодуют! Оригинальное название картины – «Судья Святой Бернард (сенбернар) не поменял ни одной карты с пустотой». 

Позже компания-заказчик изменила на звание картины на «Смелый блеф». Это первая из 2 парных картин, она нарисована в 1909 году.

3. «Ватерлоо».

Это продолжение предыдущей картины – «Смелый блеф». Здесь мы видим, что «Святой Бернард» снова взял нехилый банк, а остальные собаки лают, увидев открытые им слабые карты. Бульдог не решился сделать колл и проиграл с парой тузов. Другой соперник также выкинул свою пару валетов. Сенбернар же выронил сигару и обеими лапами сгребает себе огромную кучу фишек. Как говорится – картина маслом!

На самом деле существует две версии этой картины. Они почти одинаковые, за исключением мелких различий. В первой версии на картине была также изображена сексуальная (на собачий, видимо, взгляд) официантка-пудель, разносящая напитки. Почему в итоговом варианте ее убрали – непонятно. Видимо, не прошла цензуру. Оригинальное название картины – «Судья Святой Бернард выигрывает на блефе».

4. «Сочувствие в покере».

Закрытый клуб. На стенах развешены портреты известных псов, игравших здесь. В игре семеро завсегдатаев и один неместный – это, как всегда, невезучий бульдог (за что же художник так не любил эту породу?!). На последнем круге обмена банк вырос до невероятных размеров. Бульдог, будучи уверенным в силе своей руки (у него ведь четыре туза!), делает ставку огромного размера и получает колл от единственной руки, которая его била – стрит-флеша. Все собаки, кроме победителя, просто изумлены «переезду» карэ тузов и сочувственно смотрят на проигравшего. Затем местные псы, уже хором, громко лают на неудачника, заставляя его с перепугу выронить карты, сигару и перевернуть свой стакан.

5. «Его станция и четыре туза».

Поезд. Кондуктор сообщает одевающему пальто Бернарду, что поезд приближается к станции и ему скоро выходить. Но – о ужас! – у пса в этот момент на руках четыре туза, и он в ужасе понимает, что доиграть эту раздачу не сможет. На его морде все написано. Его соседи по столу прочитали этот теллс и поняли, что пора скорее выкидывать карты в пас и выходить из поезда. За окном поезда виднеются станционные огни и бродячие собаки...

6. «Захват с четырьмя тузами».

Четыре полицейских ворвались в нелегальное игорное заведение! Колли на переднем плане пытается тайком покинуть игровой зал, по пути задев фишки и перевернув стакан. Остальные псы смотрят на полицейских в недоумении. Бульдогу снова не повезло. У него на руках четыре туза, но он уже не сможет извлечь из этого выгоду. Почему в комнату явились полицейские – неизвестно. Возможно, игра проходила в одном из нелегальных клубов, которые уже тогда были запрещены в Америке?

7. «В гостях у больного друга».

Это комический сюжет Кулиджа. Жены разоблачают мужей, застав их за игрой в покер – они нисколько не поверили в «легенду» про заболевшего друга, которого нужно было навестить. Мы видим, как дамы в шляпках разгоняют зонтиками сборище игроков-лудоманов. Один из псов взял книжку и завалился, делая вид, что он болеет, а его друзья просто пришли его проведать и засиделись допоздна. Колли (слева внизу) как всегда пытается дать деру. Другой пес пытается скрыть фишки под лапами, мол, я вообще не при делах.

8. «Незнакомец в лагере».

Псы на охоте и рыбалке – судя по удочкам, ружьям и шкурке енота, висящей на стене палатки. В котелке варится похлебка, а трое наших друзей снова заняты игрой в покер, четвертый пес на заднем плане готовит ужин. У незнакомца справа четыре туза, но его переехали стрит-флешем. Да уж, без мошенничества тут не обошлось!

9. «Потусторонний покер».

Псы, отошедшие в мир иной, сидят в клубе, наслаждаясь светской беседой и обсуждая важные события дня. Они уже пообедали крекерами и смакуют алкоголь и сигары. Колода игральных карт и коробка чипсов лежат на столе нетронутыми и ждут своего часа. Святой Бернард с двумя друзьями в предвкушении покерной партии – вот только соберется вся компания, и...

Это американа!

Более десяти лет назад Джозеф Ричи, один из поклонников Кассиуса Марселласа Кулиджа, создал сайт, посвященный талантливому карикатуристу, на котором разместил его биографию и картины. «Я не большой любитель карточных игр, – заявил в интервью американским СМИ Джозеф, – но что может быть привлекательнее настоящей компании друзей, сидящих за одним столом, курящих сигары и наслаждающихся обществом друг друга? Знаете, изображение мужчин на стене смотрелось бы довольно странно, а псы – ну в самый раз! Конечно, я не критик и не знаю, насколько это высокое искусство. В них есть и юмористический подтекст, но они дают стойкие и приятные ассоциации с ночами, проведенными в компании друзей за игровым столом...».

Да, это как раз тот самый случай, когда картины надолго пережили своего автора. И хотя Кулиджа сегодня называют карикатуристом и даже рекламщиком, но его картины являют собой для всего мира американский образ жизни. Это истинная американа! Многие игорные заведения считают своим долгом украсить свои стены копиями или репродукциями знаменитых «Собак, играющих в покер». За более чем 100 лет картины Кассиуса Кулиджа бесчисленное множество раз были воспроизведены в самых различных формах: в виде копий, репродукций, в иллюстрациях в СМИ, книгах, кино, мультфильмах, настольных и видеоиграх. Их изображают на кофейных кружках, постерах, галстуках и на рубашках игральных карт. Даже некоторые производители сигар стали украшать этими изображениями свою продукцию. В сумме копий этих картин продано на сотни тысяч долларов!

В 2005 году на аукционе в Нью-Йорке картины «Смелый блеф» и «Ватерлоо» ушли за рекордную сумму – $590 400. Частный коллекционер и страстный любитель покера, не пожалевший таких денег за произведения Кулиджа, пожелал остаться неизвестным. Директорат аукциона был озадачен: максимальная цена, которую могли предложить за эти картины, по оценкам экспертов, не должна была превысить $50 тысяч за каждую.

Возможно, высокая стоимость бы-ла частично обусловлена и сумасшедшей популярностью этой игры во всем мире.

Есть и другой интересный успех кулиджевских собак-покеристов. По данным рейтинга самых популярных собак поп-культуры, который был составлен Американским клубом собаководства (American Kennel Club – AKC) в связи со 125-летием клуба, «Собаки, играющие в покер» заняли почетное шестое место в первой десятке лидеров! В онлайн-голосовании приняло участие около 76 тысяч человек, которые выбирали своих любимых персонажей-собак на телевидении, а также в фильмах, литературе, спорте и искусстве.

В еще более интересной форме напомнили миру о собаках-покеристах владельцы казино «Sands» в Атлантик-Сити. Они оживили картины, организовав оригинальную рекламную компанию: специально приглашенные дрессированные псы по цирковому ловко имитировали персонажей знаменитой серии «Собаки, играющие в покер» в зале игорного дома. Пять псов-артистов в сопровождении дрессировщиков на бис исполняют нехитрое шоу: изображают компанию бывалых игроков в покер, лаем подавая дилеру знак, о том, что требуется еще карта.

Так что если вы настоящий любитель и ценитель клубного покера, вам наверняка будет интересно не только повышать искусство собственной игры, но и знать, как покер и игроки в покер получили свое отражение в мировом искусстве, в частности в живописи. Ведь именно картины являются одной из тех ценностей, которые со временем только повышаются в цене, не теряя своей актуальности, если речь идет о настоящих шедеврах – таких как знаменитая серия картин – «Собаки, играющие в покер».

Искусство – это один из способов познания, творческая деятельность и самореализация. Если заниматься им всерьез, то это приносит хорошие деньги. Главное – выбрать сферу деятельности и тематику, и кто-то выбирает покер. Ведь можно не только играть в него ради собственного удовольствия, но и зарабатывать, рисуя картины на холстах и на асфальте. Что, собственно, и сделал Кассиус Кулидж, заработав на своих необыкновенных картинах большой капитал. Прошло 111 лет, а покерные компании продолжают навариваться, выставляя репродукции картин Кулиджа на аукционе, продавая статуэтки собак и картах с их изображениями. Коллекционеры не жалеют средств на их приобретение, находясь под влиянием популярности такой игры как покер. И пусть слава художника быстротечна, но его собаки Poker Is Forever! 

Лилия ВИШНЕВСКАЯ

Прочитано 816 раз
Лилия Вишневская

Эл. почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

 

Статистика



Просмотреть полную статистику

ЖУРНАЛЫ

 

Top
Если нашли ошибку, выделяете её мышкой и нажимаете сочетание CTRL+ENTER