Архив журналов






Собака – это не смысл жизни, но благодаря ей жизнь обретает особый смысл.
Р. Карас

Недавно на одном из интернет-форумов мне попалось сообщение пользователя, мол,  как замечательно, что теперь можно свободно найти в Сети и посмотреть любимый фильм детства «Белый Бим Черное ухо». Да не просто посмотреть, но и обязательно показать своим детям. В чем же секрет этого фильма, вот уже почти 40 лет не оставляющего равнодушным ни единого своего зрителя? Безусловно, в великолепном подборе актеров. Несомненно, в потрясающем сценарии и блестящей работе режиссера. Но главное, что заставляет нас снова и снова пересматривать старую киноленту – это, конечно же, главный герой: славный, симпатичный, жизнерадостный сеттер по кличке Бим.

Шедевр, который нельзя смотреть без слез

ZOO•БИЗНЕС №5/2014

 

  • Шедевр, который нельзя смотреть без слез
  • Четверолапые актеры
  • Тихонову помогала любовь к животным
  • Со «злодейкой» перестали здороваться даже соседи

Если бы не было собаки, человек чувствовал бы себя одиноким.
М. Метерлинк

В нашу жизнь пес Бим вошел благодаря пронзительной драматической повести Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо», увидевшей свет в 1971 году. Литературные критики единодушно утверждают, что это произведение получилось самым сильным в творчестве писателя, а образ «интеллигентного пса» Троепольский писал со своего собственного сеттера по кличке Лель. Существует версия, что однажды писатель, любивший охоту и часто в компании друзей принимавший участие в этой забаве, познакомился с человеком, который взял с собой охотиться на зайца сеттера Боба. Пес оказался необычайно сообразительным, обладал отменным чутьем и даже голос подавал по-особому, если зверя рядом не было. У собаки был необычный для сеттера окрас – с черными пятнами на шее, похожими на бобы, и хозяин рассказал, что приобрел выбракованного щенка, поскольку тот не соответствовал стандартам породы. После охоты как-то так сложилось, что хозяин оставил собаку на попечение родственника и уехал, а вернувшись через некоторое время, узнал, что к тому приезжали какие-то люди и от имени Троепольского за очень большие деньги уговорили продать необычного сеттера. Так ли это было на самом деле, неизвестно. Однако современники утверждали, что писатель, будучи одиноким человеком, очень дорожил своим псом, брал с собой на охоту, общался, как с близким другом, и собака отвечала ему взаимностью. Безусловно, только при настоящем душевном родстве с ней можно было бы столь точно описать в книге немой язык собачьих стоек, поз и выражения глаз, объяснить, что хотел выразить пес «глазами, хвостом, выразительным перебором передних лап». В своих воспоминаниях критик Владимир Лакшин однажды написал: «Перебирая недавно письма Троепольского, с которым давно приятельствую, я наткнулся на такие строчки: «А у меня, брат, горе! Погиб от чумы мой любимый пес Лель... Так жаль, так жаль! Э, не надо... Все, молчу». Письмо это 1969 года, то есть как раз того времени, когда писалась повесть. Не родился ли Бим в час смерти Леля?

Мохнатый герой повести, получившей ошеломляющую популярность сразу после опубликования, очень скоро обрел не только литературное, но и кинематографическое воплощение. В 1977 году на экраны страны вышел фильм режиссера Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное ухо», собрав небывалую зрительскую аудиторию – только за первый показ его посмотрели более 20 млн зрителей. Сентиментальная, трагическая история о верной и преданной собаке, которая в поисках попавшего в больницу хозяина встречает самых разных людей – добрых и злых, юных и пожилых, коварных и искренних – вызывала шквал невероятно сильных эмоций. В залах для просмотра пахло валокордином, а зрители выходили после сеанса с залитыми слезами лицами.

Один из самых авторитетных для того времени кинематографических журналов «Советский экран» назвал его фильмом года на основе проведенных среди зрителей опросов. Чем же так очаровал зрителей четвероногий главный герой?

Четверолапые актеры

Собака составляет самое замечательное, совершенное и полезное из всех приобретений, которые когда-либо делал человек.
Ж. Кювье

В повести Гавриила Троепольского описан шотландский сеттер, которого заводчики выбраковали за несоответствие стандартам породы: щенок оказался не иссиня-черным с рыжими подпалинами, а белым с черными пятнами на ухе и лапе, за что и подлежал уничтожению, но попал в добрые руки старого фронтовика-охотника. Для съемок фильма, чтобы пес был похож на описанного в книге, выбрали английского сеттера. Точнее, сеттеров было двое – Стив (которого актеры звали Степкой) и Денди. Дело в том, что животные на съемочной площадке быстро устают, поэтому для них обязательно берут дублеров. Так уж вышло, что Степка оказался особенно способным и сообразительным, «будто сам читал сценарий», как говорил про него режиссер, поэтому именно он снимался в большинстве эпизодов фильма, а Денди досталась миссия дублера. С точки зрения профессионалов-охотников замена в фильме шотландских сеттеров английскими совершенно не вызвала удивления или неприятия, поскольку эти породы очень близки.

Во время работы над фильмом «Белый Бим Черное ухо» в состав съемочной группы входил эксперт-кинолог, дрессировщик охотничьих собак Виктор Сомов. По его рассказам, работа с собаками потребовала немалых усилий. Сложность состояла в том, что большинство эпизодов с участием сеттеров нужно было снять без дублей. Собаку ведь не заставишь сыграть перед камерой радость или отчаяние, причем с повторами. Поэтому приходилось заранее репетировать сцену до совершенства и только потом впускать на съемочную площадку четвероногого артиста.

Так, например, одной из главных по эмоциональному накалу сцен фильма была та, где заболевшего Ивана Ивановича забирает из дому «скорая». Чтобы собака смогла показать всплеск чувств, она должна очень сильно любить своего хозяина. А что нужно охотничьей собаке для возникновения такой сильной привязанности? Да еще и за короткий срок съемок? Ну конечно же, охота. И сыгравший роль хозяина Бима актер Вячеслав Тихонов стал ходить со Степкой на охоту, бродить по лесу, по болотам, даже стрелять дичь. Затем на некоторое время пса перестали брать на охоту, а потом, хорошенько отрепетировав эпизод, выпустили сеттера на площадку перед камерой. Пес проявил такие бурные эмоции, такую ласку, преданность, встревоженность состоянием хозяина, пытаясь догнать увозившую хозяина машину, что и сегодня эту сцену фильма невозможно смотреть без слез.

Дай, Бим,  на счастье  лапу мне!

История сеттеров ведет свое начало от породы длинношерстных легавых, которая сформировалась в Англии. Издавна самым популярным развлечением английской знати была охота на пернатую дичь, причем хозяев обширных угодий волновала не столько добыча, сколько эстетическая сторона охоты, немалую часть которой составляло участие грациозной, элегантной собаки, обладающей совершенными формами, дальним чутьем и ярким темпераментом. Основой для выведения такой собаки стала испанская длинношерстная легавая, которая стала прародительницей породы, названной «сеттер». Поначалу все сеттеры были английскими, их разведением занимались несколько питомников, причем в каждом из них собаки отличались окрасом и статью. К концу 18 века сеттер окончательно оформился в крупную собаку легкого склада с удлиненной мордой, а к концу XIX века произошло разделение сеттеров на три разновидности – шотландскую, английскую и ирландскую. В названиях этих разновидностей отражено указание на родину их предков, однако у них много общих качеств – высокая скорость, исключительное чутье, выносливость, молниеносная реакция в поиске дичи, охотничий азарт, великолепная стойка. При этом сеттеры очень интеллектуальны, общительны и доброжелательны, легко поддаются дрессировке.

Другую потрясающую сцену фильма – где Бим застревает лапой между переведенными железнодорожными рельсами и в отчаянии глядит на огни мчащегося прямо на него поезда – сыграл сеттер Денди. Пресса писала, что во время показа фильма в Америке, где он номинировался на «Оскар», зрители стоя аплодировали этому эпизоду.

Благодаря Степке и Денди произошла еще одна занимательная история, связанная со съемками фильма. Дело в том, что советские кинокартины тех лет снимались на отечественной кинопленке «Свема» с крайне низкой чувствительностью, поэтому для получения четкого изображения актеры были вынуждены «жариться» под очень мощными софитами. Но ради того, чтобы собаки во время съемок не мучились от жары и света, режиссер Станнислав Ростоцкий добился получения дорогущей чувствительной импортной пленки «Кодак» и лишь после этого начал съемки.

Тихонову помогала любовь к животным

Собака так преданна, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви.
И. Ильф

Единственный актер, на котором категорически настаивал Ростоцкий как на исполнителе главной роли, был Вячеслав Тихонов. Всех остальных он утвердил легко и даже без особого выбора. Вячеслав Тихонов с удовольствием согласился сыграть роль Ивана Ивановича, хотя ранее ему не приходилось сниматься в картинах с участием животных. Когда смотришь фильм, не остается ни малейших сомнений в искренности чувств Бима к своему хозяину. На вопросы о том, как актеру удалось добиться таких доверительных отношений с псом, Тихонов рассказывал: «Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. Причем не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака – моя. Задача непростая! Пес очень тосковал по своему хозяину, который сдал его на полтора года напрокат. Все старались его утешить: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, идти этим путем нельзя. И здесь помогла любовь к животным. Приходя на площадку, я первым делом стал гулять с собакой. Через некоторое время пес стал ждать меня. А когда начались сами съемки – он по всей студии искал меня и всегда находил. В фильме видно, что Бим относится ко мне как к хозяину, а я в кадре делаю вид, что совсем на него не обращаю внимания. Но я точно знал, что вот сейчас заверну за угол – и он помчится за мной».

Особенно удивительно то, что актер до съемок с Бимом никогда не увлекался охотой. Его страстью была рыбалка, в том числе подледная. Но для гармоничного вхождения в образ, а главное, чтобы найти душевный контакт с умницей сеттером, Тихонов на время съемок фильма занялся охотой. Ведь нужно же было найти общие темы для бесед со Степкой!

Со «злодейкой» перестали здороваться даже соседи

По твоему отношению к собаке я узнаю, что ты за человек.
А. Боссе

Сыграть роль самого отрицательного персонажа в фильме «Белый Бим Черное ухо» Ростоцкий предложил актрисе Валентине Владимировой. Ранее она представляла исключительно положительных героинь, а потому долго колебалась, не соглашаясь на съемки. Но потом решила рискнуть, тем более что ей стало жаль режиссера, который так настойчиво ее уговаривал.

Выбор режиссера оказался совершенно гениален. Злодейка, которая довела бедного пса до гибели, была сыграна Владимировой просто блестяще. Вот только никто не предполагал, что фильм обретет невероятную известность и над печальной судьбой несчастного Бима станут рыдать миллионы людей.  «После выхода этой ленты со мной перестали здороваться даже соседи! – с горечью вспоминала актриса. – Приходило множество писем от зрителей, которые спрашивали, за что же я так не люблю собак. А однажды, когда я пришла на творческий урок с учащимися одной из школ, они наотрез отказались со мной встречаться. К сожалению, люди стали олицетворять меня с этой злодейкой, думали, что я и правда мучаю собак! Когда преследования соседей и знакомых стали напоминать травлю, я попыталась доказать, что на самом деле очень люблю животных, и завела собаку. После чего зареклась играть отрицательные роли».

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://zoobusiness.kiev.ua/animals-in-art/daj-bim-na-schaste-lapu-mne.html#sigProId692845eea4

Картина «Белый Бим Черное ухо» в 1978 году номинировалась на премию «Оскар» в категории лучших фильмов на иностранном языке и получила главный приз «Хрустальный глобус» на Международном кинофестивале в Карловых Варах.  После выхода фильма на экраны практически каждую третью собаку в Советском Союзе называли Бимом, а популярность породы английских сеттеров невероятно возросла. Но, пожалуй, не менее важным выражением восхищения этой потрясающей кинокартиной стал памятник Белому Биму, установленный в 1998 году в родном городе Троепольского – Воронеже.  Неподалеку от входа в кукольный театр, где всегда шумит детвора и по выходным с удовольствием прогуливаются горожане, прямо на земле сидит отлитый в металле сеттер по кличке Бим. У него умный преданный взгляд и поза терпеливого ожидания хозяина, который будто бы совсем ненадолго отлучился. И кажется, что пес вот-вот дружелюбно завиляет хвостом и доверчиво протянет вам свою лапу. На счастье!

Светлана САЙ

Прочитано 597 раз
Другие материалы в этой категории: « В бой идут одни "СТАРИКИ" Аэродромные собаки »
Светлана Сай

Эл. почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

 

Статистика



Просмотреть полную статистику

ЖУРНАЛЫ

 

Top
Если нашли ошибку, выделяете её мышкой и нажимаете сочетание CTRL+ENTER